«За границы инвалидного кресла». Ольга Стволова - о праве на свободу

Ольга Стволова. © / Елена Иванова / АиФ

Общество не замечает проблем инвалидов, потому что не видит этих людей рядом с собой на улицах города. Инвалиды не могут выйти в город, потому что везде для них множество непреодолимых препятствий. Этот замкнутый круг решила разорвать Ольга Стволова из Новосибирска.  Девушка создала проект «+1 Плюс один», в рамках которого рассказывается о доступности тех или иных мест Новосибирска – театров, кафе, поликлиник, магазинов– для людей с ограниченными возможностями.  Одно из направлений этого проекта – «+1 Плюс один Афиша»: в соцсети Ольга и ее единомышленники собирают информацию об интересных  городских событиях и о том, как их  посетить человеку с проблемами передвижения. 

   
   

Ольге Стволовой было только 9 лет, когда после болезни отказали ноги. Но девушка уверена, что жить активно и ярко можно с любой особенностью человеческого тела.

Ольга активно занимается общественной деятельностью, призывая не ограничивать свою жизнь инвалидной коляской. Фото: АиФ / Елена Иванова

Разорвать круг — реально

Ольга Стволова:  Я не делала трагедии из того, что со мной произошло. Конечно, мои подружки сразу исчезли, потому что я перестала выходить на улицу, но отнеслась к этому спокойно. Учитель, который приходил ко мне домой, придумал приводить ко мне других детей, которые занимались на дому. 1 сентября мы вместе повторяли программу прошлого года. Когда ты один учишься, ты не можешь ни с кем сравнивать. А тут я поняла, что соображаю лучше многих. Помню, что меня это очень воодушевляло.

Считаю, что дети с ограниченными возможностями обязательно должны хотя бы раз в неделю ходить в школу. Или им нужно периодически организовывать совместные уроки на дому. Если они будут сидеть дома в одиночестве, вряд ли станут социально активными людьми. Люди с ограниченными возможностями должны быть на виду у здоровых детей. Тогда и те, и другие, когда вырастут, будут нормально общаться.

Я не согласна с поговоркой: «Самое главное — здоровье». Получается, что если здоровья нет, то это конец всему? Я считаю, что здоровье — это хорошо, за ним нужно следить, но если оно не идеально, это не трагедия, а особенность, с которой мы должны уметь жить, причём активно.

Ольга на себе тестирует доступность городской среды для людей с ограниченными возможностями. Фото: Из личного архива

Елена Жукова, АиФ-Новосибирск:  Для этого нужно иметь большую силу воли. Когда вы решили, что будете ходить в театры, магазины?

— Я тоже всё время находилась дома. Выходила на улицу только летом у бабушки в огороде. Хорошо, что в городе появились торговые центры с доступной для таких, как я, средой. Я начала ходить по магазинам, это было такое счастье, ведь я с 9 лет не могла самостоятельно выбирать вещи. Затем услышала от знакомых, что в Театре оперы и балета провели реконструкцию и сделали специальный лифт, то есть я уже могла попасть на спектакли. В соцсетях пришла рассылка с приглашением на спектакль в театр «Старый дом». Я спросила у администраторов, есть ли у них пандусы, они всё проверили и ответили, что есть. Почти год назад я впервые попала на спектакль «Трилогия» и сразу влюбилась в творение итальянского режиссёра. Побывав на спектакле, я почувствовала вкус свободы и теперь не могу остановиться.    
   

К сожалению, о том, что городская среда становится всё более доступной, знают далеко не все инвалиды. Я предлагаю на главной странице сайтов культурных учреждений установить кликабельный значок инвалида. Нажимая на него, человек увидит информацию с фотографиями, как обустроена среда и какие полагаются льготы. Например, в театре «Старый дом» инвалиду и его сопровождающему полагаются бесплатные билеты. Но эта информация запрятана в дебрях сайта.

Девушка часто посещает новосибирские театры, но отмечает, что не все из них доносят информацию о том, как тот или иной спектакль может посетить инвалид. Фото: Из личного архива

Почему пандусы не пригодны?

— Говорят, что вы тестируете различные учреждения Новосибирска на доступную среду и рассказываете о них.

— В Новосибирске проживает порядка трёх тысяч инвалидов-колясочников. Но их никто не видит, потому что они дома сидят. Я придумала проект «Один плюс афиша», который рассказывает людям о культурных мероприятиях и как туда можно попасть. Например, куда-то можно заехать на коляске, а в какие-то учреждения меня мужчины заносили на руках — это приятно, но не всем подходит. Я мечтаю, чтобы к этому проекту подключилось местное ТВ. Дело в том, что если делать специальную программу о доступной среде, её будет смотреть очень узкий круг людей, а если в утренней программе при рассказе о культурных мероприятиях показывать, как попасть в эти учреждения инвалидам, то обычные люди тоже станут задумываться об этой проблеме.

Когда я рассказываю о доступной среде города, не клеймлю никого позором. Нет 100% доступности — вы можете попросить организацию или даже посторонних людей. Но обязательно надо ходить на мероприятия, тогда, я верю, на нас начнут обращать внимание. Если каждый день в театре охранники будут помогать забираться инвалиду на второй этаж, администрации это надоест, и она подаст властям документы, чтобы им выделили средства на организацию безбарьерной среды.

Есть и первые результаты. Моя знакомая-инвалид раньше никуда не ходила. Вдохновлённая моим примером, поговорила с родителями и в этом году съездила к родственникам.

Без посторонней помощи спуститься с такого пандуса невозможно. Но подобное часто встречается на улицах города. Фото: Из личного архива

— Как вы оцениваете доступную среду Новосибирска?

— В 2004 году, когда Россия решила провести Олимпиаду, была подписана Конвенция ООН о правах инвалидов. Там всё прописано, существуют ведь мировые стандарты, какими должны быть лестницы, ширина дверей и так далее. Но у нас нет комитета, который бы следил за выполнением этих норм. Да, сегодня выписывают штрафы владельцу здания, если нет пандуса. Но и его наличие зачастую не улучшает ситуацию — многими пандусами невозможно пользоваться. Например, мало кто знает, что поверхность пандуса должна быть шероховатой, чтобы колёса коляски не скользили зимой. Как-то я пошла в Художественный музей, где благотворительный фонд организовал мастер-класс, мы хотели перенять опыт по организации подобных мероприятий. На первый этаж пандус есть, а дальше — огромные лестницы. Хорошо, что мне помогли боевые девочки, которые донесли наверх.

Не каждое препятствие можно преодолеть самостоятельно. Фото: Из личного архива

Многие инвалиды даже не могут самостоятельно выбраться из дома на улицу. Например, если инвалид хочет в своём доме оборудовать пандус, то должен обратиться в соцслужбу, предварительно взяв разрешение у соседей. А если соседи по каким-то причинам откажут? Что же, мнение соседей важнее, чем возможность для инвалида выйти на улицу? И соцслужбы говорят: «Мы не знаем, где найти подрядчика. Давайте вы сами всё установите, а мы всё оплатим по смете». И это они говорят человеку, который не может выйти из дома!

— Почему так медленно в Новосибирске изменяется среда?

— Когда я год назад стала жить более активно, оказалось, что организаций, которые проводят мероприятия для инвалидов, немало. Но почему-то об этом мало кто знает. Почему? Думаю, что им это невыгодно, ведь государство выделяет деньги, которых хватает на определённое количество людей. Не очень большое. А когда они будут более широко себя рекламировать, им придётся напрягаться и привлекать спонсоров.

Ольга уверена, что для активной жизни инвалидное кресло - не помеха. Фото: Из личного архива

В Москве активисты проводят уроки добра: приходят в школу, рассказывают, что бывают разные дети. А мы считаем, что этого мало — нужно проводить совместные экскурсии, уроки труда на базе библиотек, музеев, культурных площадок. К слову, сейчас мы совместно с благотворительной организацией «Ротари-клуб» «Новосибирск-Инициатива» придумываем интеграционный проект — детскую площадку, где смогут играть вместе обычные дети и дети с ограниченными возможностями. И это замечательно.