Кандидат филологических наук Евгений Соснин: «Люди устали от реальности»

Фэнтези - это способ уйти от реальности © / pixabay.com
из личного архива Фото: Из личного архива

 

   
   

Досье «АиФ»

Евгений Соснин

Родился 9 сентября 1975 года. Окончил филологический факультет НГУ. Кандидат филологических наук, ведущий библиотекарь отдела городского абонемента Новосибирской государственной областной научной библиотеки. Долгое время работал преподавателем кафедры филологии НГТУ.

«Сегодня многим проще как бы выпасть из обыденной реальности в потустороннюю. Но от этого проблемы не снимаются», – считает Евгений Соснин, кандидат филологических наук.

Сам себе волшебник

— Юлия Моисеева, «АиФ на оби»: Евгений Викторович, многие считают, что русский язык мы вскоре можем потерять. Нужно бороться за его чистоту, иначе всё заменит интернет-сленг.

— Евгений Соснин: Мы сейчас живём в кризисное, переходное время, которое сказывается и на состоянии языка. Такие периоды переживали все языки.Что происходит? В результате распада системы образования, деградации культуры и прочих тенденций, которые характерны для кризиса, человек теряет способность рационально мыслить. В частности из-за этого появляется полуабсурдный интернет-сленг.

   
   

Проблема тут даже не в сленге как таковом, а в том, что разваливаются сами нормы языка. Если раньше их регулировали классическая литература, система образования, школа, то сейчас новые слова бесконтрольно попадают в Интернет, а Всемирную сеть не контролирует никто. Хотя сейчас, к счастью, такие попытки делают. В нашу повседневную жизнь вторгаются варваризмы – необработанные заимствования из других языков. Некоторые филологи считают, что это в принципе плохо. Я с ними не согласен – заимствования бывают разные. Но проблема в том, что они не проходят обработку языковой нормой. А для того чтобы новое слово получило статус в литературном языке, оно обязательно должно пройти этап нормирования. Появление новых слов – это своеобразное производство, а в любом производстве есть своя технология.

Опасна для языка не только интернет-среда, но и так называемая бульварная литература – примитивные детективы, любовные романы, фэнтези. Многие читают такие книги в огромном количестве, а ведь они влияют на стиль мышления, неизбежно изменяют нашу речь.

– Но разве произведения в стиле фэнтези относятся к «низкопробной» литературе?

– Существует распространённое заблуждение, будто фэнтези к «низким» жанрам не относится. Скорее всего, эту идею распространяют те, кто заинтересован в сбыте такой литературы. Но исследования показывают, что этот популярный жанр уходит истоками в коммерческую рекламу, в этих произведениях даже есть общий момент – поиск могущественного артефакта с целью обретения личной силы и земного рая. Получается, подобные книги как бы насаждают читателю идеологию потребления. Но для многих такое чтиво – способ уйти от реальности, поэтому оно пользуется большой популярностью.

– А от какой реальности уходят?

– Дело в том, что проблемы нынешнего кризиса нельзя преодолеть ни в одиночку, ни в социальной группе. Его источник – современная экономика. Поэтому этот кризис системный – пробуксовывает сам тип экономики. Её модель уже не жизнеспособна. Люди понимают, что не могут ни повлиять на систему, ни встроиться в неё. Поэтому многим проще как бы выпасть из обыденной реальности в потустороннюю – там ты и волшебник, и мудрец. Но от этого проблемы не снимаются, а только ретушируются.

В стране эльфов

– Вы были преподавателем вуза. Почему вы ушли из системы образования?

– Кризис в гуманитарных науках сегодня дошёл до такой степени, что мне оставалось либо уйти из системы образования, либо признать себя соучастником происходящего. Я выбрал первое. В чём заключается этот кризис? Прежде всего в разрушении методики, которая столетиями вырабатывалась в отечественной системе образования. В частности, сейчас окончательно разорвали единство практики с теорией. Студентам всё чаще говорят: главное – это практические навыки. А это уже – разрыв теории и практики, которые формируют друг друга. Поэтому подобные заявления – признак ненаучности.

Кроме того, сейчас распространены компьютерные презентации. Но для чего они нужны? Что дают, например, портреты лингвистов для понимания языковой эволюции? Университетское образование должно развивать абстрактное вербально-логическое мышление. То есть умение формулировать, а не показывать «на пальцах». Но оно развивается лишь в отрыве от наглядности.

К тому же сейчас студентов не учат общим закономерностям, а просто излагают набор фактов. Поэтому у современных выпускников есть одна отличительная черта – они не могут быстро реагировать на изменяющиеся условия. Они «заточены» под узкую специализацию без понимания целого, и, когда меняются обстоятельства, они не в состоянии перестроиться.

– Но ведь можно самосовершенствоваться, поднимать свой уровень?

–  Конечно! Для этого и нужны библиотеки. Роль библиотек сегодня ещё больше, чем раньше, потому что система образования находится в упадке. В современных условиях они становятся единственным оплотом знаний. Так что библиотека – это последняя надежда на то, что в стране сохранится достойный уровень образования. Здесь можно получить бесплатно любую книгу, причём проверенную временем, порекомендованную библиотекарем. Недавно я готовился к мероприятию и наткнулся на сборник афоризмов, который называется «Во славу книг». Там было такое изречение: «Библиотека – это подлинная страна эльфов, в которой человек находит пристанище от бурь и гроз внешнего мира». И с этим я абсолютно согласен.

– А посетителей в библиотеках сегодня много? Кто они?

– Посетителей много. Иногда приходят одинокие люди, которым не с кем поговорить. Много и молодёжи. Нередко приходят влюблённые, они прячутся за стеллажами, чтобы уединиться и поцеловаться, пока никто не видит. Чаще, правда, их можно встретить в юношеской библиотеке (там я тоже когда-то работал) – атмосфера научной библиотеки меньше располагает к романтике. Мы к таким парочкам хорошо относимся (улыбается).

– Многие родители жалуются, что не могут усадить ребёнка за книгу. Как приучить ребёнка к чтению?

– Только одним способом – своим примером. Нужно также читать малышу книги, обсуждать их сюжеты, поступки героев. Но важно понимать, что приучить ребёнка к чтению – это не самоцель. Книги нужны для того, чтобы познавать мир, чтобы действовать в нём эффективно, но без ущерба для окружающих. Чтение нам прививает простую мысль: мы живём ради других людей, и каждое наше действие подчиняется принципу «не навреди». Если мы будем просто усаживать детей за книги, мы получим людей, у которых вместо биографии – библиография, абсолютно бездушных начётчиков. Они могут в совершенстве знать литературу, много о ней рассуждать, но другим людям ничего дать не смогут.

– Жизнь в соцсетях, в интернет-играх – тем более?

– Естественно. У людей должна быть реальная жизнь, реальные отношения, в этом – воспитание характера, духа.

Смотрите также: