aif.ru counter
02.03.2017 11:10
197

Ученый Леонид Мезенцев: «Невежда – лакомый кусок для мошенников»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ на Оби №9 01/03/2017
В школе нужно учить мыслить и анализировать
В школе нужно учить мыслить и анализировать © / Ирина Якунина / АиФ

Досье «АиФ»

Леонид МЕЗЕНЦЕВ.

Родился 3 ноября 1935 года в Болотнинском районе НСО. Окончил Новосибирский электротехнический институт, аспирантуру МВТУ имени Баумана, кандидат технических наук. Написал более 50 научных работ и серию монографий по фундаментальным проблемам физики.

«Без преподавания логики, психологии и астрономии человек получает неполноценное образование, его ждут сложности в жизни», – считает Леонид Мезенцев, учёный, гендиректор «Института электродинамики».

Как противостоять вербовщикам?

Оксана Семакова, «АиФ на Оби»: Леонид Николаевич, дискуссии о необходимости преподавания астрономии в школах велись не один год, а вы сегодня говорите о том, что необходимо не только астрономию, но и психологию, логику, вводить в школах как обязательные предметы. Почему?

Леонид Мезенцев:  Сегодня вокруг немало примеров, когда люди не понимают не то что друг друга, но и самих себя, верят необоснованным и нелогичным суждениям, которыми пестрит Интернет и телевидение, не имеют правильного представления о космосе, вселенной и звёздах. Между тем такие невежды – лакомый кусок для вербовщиков, сектантов и сообществ с нетрадиционными взглядами, которые с ног на голову переворачивают моральные ценности.

Недавно я прочитал, что в Голландии зарегистрировали первую партию, которая открыто защищает права педофилов. И это большинством людей там воспринимается нормально. Европа становится всё более опасной для нравственного здоровья. Определённые группы, которым это выгодно, извращают понятия, и людям, которые не могут понять самих себя, внушают, что аморальные ценности – это нормально. Образ педофила на фоне усиливающейся толерантности уже не воспринимается как отрицательный и маргинальный. Человеку преподносят ложный с точки зрения логики вывод, а он не может сделать анализ и понять это.

– Но ведь логику, основы астрономии и психологии часто преподают в вузах. Может, это составляющая высшего образования всё-таки?

– Эти предметы включают чаще в обучение только по профильным специальностям. Но они нужны каждому человеку, чтобы уметь мыслить, анализировать информацию. Это «три кита» в современном образовании. Я знаю немало примеров, когда взрослые люди с высшим образованием поступают так же, как и подростки, которые ещё не нашли себя. Один из ярких примеров – студентка МГУ Варвара Караулова. Взрослая девушка поверила в идеологию вербовщиков и искалечила себе жизнь. А могла бы, возможно, натворить и ещё больших бед.

Людям, которые не получают нужного фундамента знаний в школе, когда формируется мировоззрение, психология человека, можно что угодно вбить в голову. Они как чистый лист, на который можно вписать пагубную идеологию. Например, что если ты наденешь пояс смертника и взорвёшь себя, то сделаешь доброе дело. А умерев, попадёшь в рай. Хотя логики в этом утверждении – никакой. Во-первых, убийство и самоубийство – грех, совершив который, невозможно попасть в рай, во-вторых – существование рая наукой не доказано. Но люди верят нелогичным и необоснованным суждениям, потому что так привыкли.

– А незнание психологии чем может обернуться?

– Тоже тем, что человек не получает нужной подготовки к жизни. Сегодня часто говорят о том, что молодёжь, в том числе и мужского пола, нередко инфантильна. Это проявляется в неспособности принимать самостоятельные решения, поверхностных рассуждениях, умении уходить от проблем, а не решать их. Многие молодые люди не могут сконцентрироваться на чём-то одном, всё время гонятся за сменой впечатлений и острыми ощущениями. Часто это из-за того, что человек чувствует себя в обществе приниженным, сомневается в своих силах, или на него чересчур давит чей-то авторитет – сверстников, родителей. Психический инфантилизм означает незрелость личности. И причины его возникновения не только в неправильном воспитании – чрезмерной опеке или наоборот, деспотизме родителей, но и в незнании основ психологии и неумении её применять. Человек ведь может всё, если настроится на победы, поверит в свои силы.

– А вот ещё политики и чиновники порой такие решения принимают, что думаешь: где логика?

– Так это всё как раз от этого! В России нет института воспитания человека. Вместо него у нас институт разложения и одурманивания общества. Некоторые законы и решения, к сожалению, принимаются не из соображений логики, а из соображений собственной выгоды.

Философы из соцсетей

– Сегодня свои знания об астрономии, космосе молодёжь часто пополняет из фильмов. Можно ли таким образом восполнить пробел в изучении астрономии?

– Фильмы о космосе – это всё-таки художественные фильмы, в которых есть вымысел, и их цель – не дать людям верные представления, а вызвать яркие эмоции. Иногда ради этого не обходится и без «хитростей». Вспомните, как космонавты с экрана попадают в космосе в чёрные дыры, где якобы искривляется пространство и время, а потом каким-то чудом ещё и домой возвращаются.

Астрономия утверждает, что чёрная дыра состоит из материи ядерной плотности с температурой в миллионы градусов, с огромной силой притяжения. Попав в такие условия, человек уж точно не вернулся бы обратно.

– Если зайти в социальные сети, то у многих подростков на странице – философские цитаты, мудрые изречения о жизни и отношениях. Каждый второй – психолог или философ…

– Интернет и социальные сети наводняются как полезной, так и непроверенной информацией. И пополнять оттуда свои знания человеку неподготовленному может быть просто опасно. Информацию из Интернета надо уметь фильтровать. Даже в новостях науки, которые я просматриваю каждый день, нередко сообщается сомнительная информация.

Недостоверные и непроверенные сведения преподносятся часто в чьих-то интересах. А в соц­сетях и вовсе часто восхваляются такие пороки, как лень, потребительское отношение к жизни. Люди, умеющие мыслить и анализировать информацию, ситуацию, проблемы, – не выгодны обществу потребления. Внушить ложные ценности, которые превратят их в простых потребителей или рабочую силу, – проще простого, если человек не умеет самостоятельно думать и рассуждать.

– Споры о том, какие предметы нужны в школе, идут давно. Кто-то, например, говорит, зачем мне физика, если я бухгалтером работать буду? А в западных странах, наоборот, вводят новые предметы – основы полового воспитания.

– Образование нужно не только для того, чтобы непосредственно использовать его в своей профессии, но и для того, чтобы свою профессию сделать более глубокой и производительной. И в жизни то же самое – если будем знать только то, что можем применить на практике, мышление будет ограниченным. Это я говорю о необходимости преподавания физики – науки об устройстве мира, о технике, без которой немыслим современный мир. Пользоваться каждый день телефоном, пылесосом и другими приборами и не понимать, благодаря чему они работают, что такое электричество и радиоволны – это просто иметь неверное представление о мире.

Что касается модных на Западе предметов, то я считаю, что нашим детям они абсолютно ни к чему. Сегодня школьники и так знают, что детей не в капусте находят, а говорить им подробно о том, как это происходит, – только лишний раз разжигать интерес к тому, о чём им ещё думать рано. Наука пробуждает интерес к той сфере, в которой даёт знания. Астрономия побуждает наблюдать за звёздами, луной и солнцем. Психология – научиться понимать те или иные поступки. А основы полового воспитания – к чему могут побудить школьников? Ни к чему хорошему. Поэтому в школе надо преподавать предметы, которые помогут человеку стать успешным и счастливым, а не те, которые могут привести к ненужным последствиям.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество