«Дети воруют у своих родителей из-за невежества, доступности и мести», – считает семейный психолог Антон Лысенко.
Игра во взрослую жизнь
Светлана Фролова, «АиФ-Новосибирск»: Почему дети начинают воровать у своих родителей? Это такая склонность у ребёнка, генетика или что?
Антон Лысенко: Из своего опыта я выделяю три причины воровства у родителей: из-за невежества, доступности и мести. Невежество: когда дети не понимают ценности денег или других вещей. Это для родителей «в поте лица» заработанные ценности, а для отпрыска – было всегда, как вода в кране, – просто есть. Он ещё не задаётся вопросом, откуда и как это берётся – играет во взрослую жизнь, берёт её атрибуты: деньги, сигареты, золотые серёжки. Нужно ликвидировать это невежество у наследников, а иногда и некомпетентность в воспитании у родителей.
Доступность. Иногда ребёнку требуются ресурсы, которых у него нет: для подкупа – укрепить свой авторитет в компании, сделать подарок девочке или для откупа – отдать деньги хулигану. Или просто хочется что-то купить: вкусненькое, красивое, то, что есть у других… В качестве источника ресурса выбирается семья: во-первых, доступно, во-вторых, безопасно: мама поругается да простит, а хулиган не простит… Если у девочки или мальчика не выстроены доверительные отношения с родителями, они не могут попросить помощи или совета у них, то можно ждать чего угодно. Особенно, если авторитет для детей во дворе, а не в семье.
Месть. Были в моей практике случаи, когда дети выставляли своим родителям некий счёт: за невнимание, за постоянное отсутствие, за причинённый (вольно или невольно) ущерб физическому или душевному здоровью… Вариантов множество: развод, переезд, бедность, скупость, измена, манипуляции, авторитаризм и прочее. Ребёнок считает, что родители ему задолжали, и возмещает недополученное – зачастую особо и не скрываясь. Я считаю, что это невежество и пробелы в его воспитании.
Не слышал, чтобы склонность к воровству передавалась генетически, но точно передаётся по наследству (в виде культурных кодов). Например, если в семье открыто обсуждается, что допустимо завладеть чужим имуществом. Когда отец выносит что-то с завода, то и сын вскоре, вероятнее всего, начнёт брать из кармана отца или матери. Романтика воровской жизни с экранов или книг тоже может сбить с толку неокрепшего в этических ценностях отрока.
Повторюсь: невежество, педагогическая некомпетентность, отсутствие этического кодекса, травматизация отношений могут подтолкнуть к воровству.
Двойные стандарты?
– Как распознать первые тревожные звоночки? Стоит ли обращать внимание, если из кармана пропала мелочь?
– Воспитание детей начинается с развития взрослого. Если требовать «не укради», а самому в это время приносить с работы «неучтёнку», воровать в супермаркетах или на соседней даче, это введёт ребёнка в состояние двойных стандартов. Он не станет прислушиваться к вашим словам, но будет копировать ваши поступки.
Иногда обкрадывание может быть не материальным: эмоциональным, темпоральным (время), измены или клятвопреступления – часто это болезненнее, чем пропавшая тысяча рублей. Да, стоит обращать внимание на бытовую ложь, мелкое «крысятничество» и прочее. Но стоит сначала задать себе вопрос: не у меня ли этому научился? Что я такое демонстрирую своему ребёнку? Получается, что моя бесконечная болтовня по телефону, «зависание» в компьютере, гаджете, телевизоре важнее моих детей? Когда они недополучают времени, внимания, любви, эмоций, они будут компенсировать это тем способом, который придумают.
– Как себя вести с подростком, когда его поймали на воровстве?
– Прежде всего выяснить потребность – зачем ему это понадобилось. Причиной может быть желание купить маме что-нибудь, другими словами, купить мамину любовь, внимание. Дать понять, что вы не враг, но то, что он сделал, неприемлемо и опасно. Позволить открыто обращаться за помощью: от «купить мороженое» до «накопить на велосипед или собаку». Выяснить – почему он вам не доверяет, что идёт на кражу?
– Что делать, если «наследник» продолжает воровать, несмотря ни на какие разговоры и профилактические беседы?
– Понять, в чём корень проблемы: невежество (глупость, эгоцентризм), педагогическая запущенность или крик о помощи. Прежде всего начать искать причину в себе, начать меняться. Пойти к психологу, духовнику, учителю, авторитету. Засунуть подальше свою самость, важность и просить помощи. К сожалению, вариант: «Вот вам ребёнок, исправьте его, вы же психолог» – не работает. Даже пройдя терапию, он вернётся в среду, в которой начал воровать. Хватит ли у него сил противостоять среде? Придумает ли он другой способ решить свои проблемы? Кем для него будут родители – врагами или помощниками?
– Можно ли как-то сохранить семью, если уже взрослый ребенок украл что-то крупное? И что делать в этой ситуации вообще?
– Странная формулировка проблемы: «Раньше мы тебя терпели, а ты оказался вот каким, и мы тебя больше знать не хотим!» Да, есть семьи, которые существуют как некие стихийные объединения. Непонятно зачем живущие вместе женщина и мужчина, случайно родившиеся у них дети, которые должны соответствовать каким-то требованиям. Объединения без любви, без цели.
Хочется спросить: «Зачем создавалась такая семья?». Жить в любви и взаимопомощи или в накопительстве своего скарба и его охране? Возможно, взрослый ребёнок и взбунтовался против этого мещанства и потребительства и наказал своих предков, лишив их «непосильным трудом нажитого». Поймут ли родители, что наделали, воспитав такого наследника, а тот – что хотел сделать? Смогут ли выйти на новый уровень отношений? От этого зависит, сохранится семья или нет. Хотя в любом случае она уже не будет прежней. Не смогут перешагнуть через «обиду», расплюются – значит, помирятся уже на похоронах, когда уже «либо хорошо, либо никак…»
Смотрите также:
- Ребёнок - не сейф для секретов. Стоит ли говорить подростку всю правду? →
- Дети в школе. К чему приводят конфликты мальчиков и девочек? →
- Ценности изменились. Мамой быть не модно? →