Вне зоны доступа. Почему инвалиды вынуждены сидеть дома?

Впервые в этом году региону выделили федеральные средства на программу "Доступная среда" © / АиФ

Несмотря на все усилия по созданию доступной среды, люди с ограниченными возможностями не могут выйти из дома.

   
   

В четырёх стенах

Обычная прогулка во дворе для Александра Евсина, жителя Калининского района Новосибирска, – хоть и не красный день календаря, но всё же праздник. Выйти на улицу инвалид-колясочник может один раз в несколько недель и то только при помощи родственников. Самостоятельно преодолеть высокий порог девятиэтажки в инвалидном кресле Александр не может – в доме нет пандуса. «Сделать его – не проблема, – рассказал Александр. – Нужно «всего-то» согласие жильцов нашего дома и 350 тыс. рублей. Деньги предложено жильцам собрать в складчину либо заплатить мне. Но у меня таких денег нет. Соседи тоже не готовы идти на жертвы».

Как уверяют общественники, в подобной ситуации нередко оказываются и другие маломобильные новосибирцы. «Особенно сложно приходится тем, кто стал ограничен в возможностях из-за аварии или травмы, – рассказал Игорь Галл-Савальский, председатель «Всероссийского общества инвалидов» в Новосибирске. – Такие люди ведь выбирали себе жильё, когда были здоровы. Кто тогда задумывался, есть ли в доме пандус или как он будет спускаться с пятого этажа, если в доме отсутствует лифт? По идее, помощь в решении этих проблем должно оказывать государство. Но зачастую люди вынуждены решать эти вопросы сами, хотя в регионе и действует программа «Доступная среда».

А где деньги?

Программа «Доступная среда» в РФ действует уже 5 лет. А к 2030 году в НСО, как и по всей стране, планируется полностью создать безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями. Наш регион движется в этом направлении. Но успеет ли? По строительным нормам уже с 2014 года во всех проектах многоэтажек изначально должны быть предусмотрены пандусы и вместительные лифты. Но что делать с остальным жилым фондом и административными зданиями, построенными ещё в советские годы? Часть из них чиновники обещают сделать доступными для инвалидов. Впервые в этом году региону выделили федеральные средства на эти цели.

«Из центра получили 55 млн рублей, – рассказала Елена Бахарева, и. о. министра социального развития НСО. – Чтобы решить все проблемы, их не хватит, но финансирование будет продолжено до 2030 года. Кстати, в 2015 году деньги на это вообще не выделялись».

В этом году пандусами, тактильной плиткой, кнопками вызова и слуховыми панелями оборудовали 158 зданий. В первую очередь, как рассказали в министерстве, это социально значимые объекты: поликлиники, школы, службы занятости, соцзащиты, пенсионный фонд. На очереди – ещё порядка тысячи таких зданий.

«Поликлиники и соцзащита – это хорошо, но проведённый нами опрос показал: сами инвалиды в первую очередь хотят, чтобы стали доступными объекты ЖКХ, потом – общественный транспорт и магазины, – сообщил Игорь Галл-Савальский. – Инвалиды, как и все, хотят жить полноценной жизнью: ходить в кино, покупать продукты, оплачивать коммунальные услуги, гулять, передвигаться по городу. Они не стремятся выйти из дома лишь для того, чтобы попасть в пенсионный фонд или центр соцзащиты».    
   

Как считают общественники, недоработок по созданию доступной среды хватает и в новых микрорайонах. Такие жилые комплексы часто стоят обособленно и большинство магазинов, аптек, а также ЖЭУ расположены в подвальных помещениях многоэтажек, куда попасть инвалиду просто нереально.

Между тем пандусы, поручни и просторные лифты необходимы и мамам с колясками, и престарелым пенсионерам.

Смотрите также: