Однако появилась еще одна проблема: УФАС России обвинило 17 мелких розничных продавцов топлива в масштабном ценовом сговоре.
Теперь их ожидают многомиллионные штрафы, заплатить которые мелкие компании, скорее всего, будут не в состоянии, и возможно, в скором времени их число заметно поубавится. Почему спустя полгода в Новосибирске вновь пропало горючее и ждать ли повторения дефицита, разбирался наш корреспондент.
Договорились или нет?
Когда на заправках царил хаос, местное УФАС проводило расследование. Сотрудники службы замеряли цены на бензин АИ-92 и АИ-95. В результате, по сообщениям антимонопольной службы, было установлено, что рост розничных цен на АЗС в период с 1 по 4 октября 2011 года на автобензины марок АИ-92 и АИ-95 подскочил на 11–17%. По факту повышения цен 17 предприятий заподозрили в сговоре.
В их числе — ОАО «Трансервис» и «Лаки Стар» (работает под маркой «Лукойл»), а также более мелкие компании. «Преступники» уверяют, что рост цен был вынужденной мерой.
— В апреле в Новосибирске резко сократились поставки бензина. Если раньше у нас было три поставщика — Сургутский, Ачинский и Омский нефтеперерабатывающие заводы, то сегодня остался только омский, руководство которого 30 сентября сообщило, что в октябре и ноябре топлива вообще не будет. Поэтому нам пришлось искать другие источники бензина — например, в Уфе.
Естественно, что такая схема поставки не была разработана, и транспортировка топлива из этого довольно не близкого к Сибири города вылилась в повышение цен, — объясняет Сергей ФАБРИЧНЫЙ, директор сети АЗС «Хорос». — В результате начавшегося ажиотажа весь бензин скупили, и мы не работали в течение трех дней. И после этого нас обвиняют в сговоре!
Временное улучшение
Сейчас обстановка стабилизировалась, дополнительно к плановым объемам в Новосибирск поступило почти 32 тысячи тонн ГСМ. Несмотря на пополнение, независимые АЗС считают, что горючего надолго не хватит.
— О резком сокращении поставок бензина мы писали президенту, премьер-министру, в местное и московское УФАС, губернатору, но ни разу не получили ответа. В итоге сейчас нам грозит штраф. Заплатить его мы просто не в состоянии.
Медленно, но верно мелкие АЗС умирают, — констатирует Сергей Анатольевич. — Повышение цен, как и повышение температуры при болезни, говорит о том, что экономика страны нездорова. Необходимо ее лечить. Однако разбираться, почему в регионе постоянно пропадает бензин, никто не хочет.