«Сейчас мы делаем первый шаг в реализации этого проекта для того, чтобы вовлечь максимальное число частных инвесторов, ищем новые подходы, привлекаем к работе различные финансовые институты, – отметил Андрей Ксензов. – В этом году город потратит более 20 млн рублей на подготовку технического задания и обоснование инвестиций первой очереди строительства линий легкорельсового транспорта. В дальнейшем муниципалитет будет осуществлять только руководство проектом, его обслуживание должен взять на себя частный бизнес».
По замыслу проектировщиков, главные направления, по которым пойдет развитие скоростного трамвая в Новосибирске, это радиусы: северный (от ст. метро «Заельцовская» в районы «Родники», «Снегири», «Юбилейный» с дальнейшим продолжением в пос. Пашино), южный (от ст. метро «Площадь Маркса» в сторону пос. Краснообск и Обь ГЭС через перспективный Южно-Чемской массив), западный (от ст. метро «Площадь Маркса» в сторону Западного ж/м и аэропорта «Толмачёво»).
По словам одного из разработчиков проекта, доцента НГТУ Михаила НИКУЛИНА, за последние 5 лет в Новосибирске проделана серьезная подготовительная работа для создания целостной системы транспортных коммуникаций, включая развитие скоростного трамвая. В 2007 году разработан Генеральный план города, в 2008 году утвержден проект развития улично-дорожной сети, в 2009 году принята концепция скоростного трамвая, а также внесен ряд предложений по корректировке генеральной схемы метрополитена.
Специалисты отмечают, что строительство линий легкорельсового транспорта ни в коем случае не отменяет развитие новосибирского метрополитена. Как рассказал заместитель начальника департамента архитектуры и градостроительства мэрии – главный архитектор Новосибирска Владимир ФЕФЕЛОВ, предложения Генерального плана Новосибирска по формированию улично-магистральной сети предусматривают сбалансированное развитие индивидуального и различных видов общественного пассажирского транспорта, включая метрополитен, скоростной трамвай, троллейбусы, автобусы, маршрутные такси, а также использование существующих линий железной дороги, проходящих по территории города, для внутригородских пассажирских перевозок.
Скоростной трамвай способен перевозить до 30 тыс. пассажиров в час. Он имеет повышенную скорость сообщения (до 35 км/час), что обеспечивается максимальным обособлением трасс скоростного трамвая от остальных видов транспорта. Обладая основными преимуществами метрополитена, скоростной трамвай может быть успешно интегрирован в городскую инфраструктуру благодаря использованию низких платформ в сочетании с вагонами с «низким полом» и отсутствию контактного рельса. Кроме того, его строительство обходится дешевле.
«Представления многих людей о трамвае сегодня устарели, – отметила представитель чешской компании, занимающейся сооружением транспортных сетей в странах Центральной и Восточной Европы, Любовь ЭЙСМОНД. – Чехия считается неофициальной столицей трамваев. Те, кто не видел наш трамвай воочию, удивляются тому, что он может проходить в арку между зданиями, что расстояние от путей до жилых домов очень маленькое. Сегодня трамвай – это самый красивый транспорт в Европе. Он бесшумный, работает в жилых массивах».