Общественный транспорт – место, где людям, по сути, закон не писан. Да, нам хорошо известно, что надо уступать места пожилым и людям с детьми и…пожалуй, все. Толкаться и хамить никто не запрещал, поэтому порой люди пренебрегают этими простыми истинами в городском транспорте.
А как же уважение?
Утро и вечер – и так самое напряженное время для общественного транспорта, а с приходом холодов во всех районах Новосибирска ситуация значительно обострилась. Из-за низких температур воздуха по ночам и в утренние часы автовладельцам не всегда удается завести машины, поэтому им приходится ехать по делам муниципальным транспортом, так, количество пассажиров в нем значительно увеличивается. Люди едут на работу, учебу, по другим утренним делам, в троллейбусы автобусы и трамваи набиваются огромные толпы народа, и не все они ведут себя тактично.
Психологи отмечают, что в такой ситуации у людей срабатывает эгоистический мотив сродни инстинкту самосохранения. Заботясь в первую очередь о своем комфорте, они пытаются занять удобное место или добраться до выхода в числе первых. О других людях бесцеремонные пассажиры в это время подумать не успевают, а то и вовсе не собирались – зависит от уровня воспитания.
По мнению начальника управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Романа Дронова, интересы пассажиров должны быть под защитой.
«В каждом автобусе должен быть размещен телефон, по которому можно звонить и оставлять свои отзывы, — считает Роман Дронов. — Чем больше отзывов на такие ситуации, тем скорее и адекватней реакция. Поверьте, ни один вопрос о курении или неадекватном поведении водителей или кондукторов не остаётся без внимания».
Против нас
Многие новосибирцы жалуются не столько на толкучку в общественном транспорте, сколько на водителей автобусов. По их мнению, они нарушают скоростной режим, и даже серьезные правила дорожного движения
«Я каждый день езжу общественным транспортом, – рассказывает жительница Новосибирска Ирина Юсупова. – В последнее время замечаю, что водители автобусов стали вести себя нагло: на остановке не подождут, на пешеходных переходах могут не остановиться, а то и вовсе носятся как угорелые. Куда спешить, спрашивается? Есть расписание, нужно ездить согласно графику. А недавно я ехала, хотела выйти на остановке, так пока пробиралась сквозь толпу, водитель успел закрыть дверь и тронуться. Высадил меня он только на следующей остановке, так как вне остановочного пункта высаживать пассажиров запрещено, так что мне пришлось возвращаться на предыдущую остановку пешком по морозу».
В свою защиту водители общественного транспорта отвечают, что им самим приходится несладко. На них влияет много факторов – это и природные условия, и дорожная ситуация, и притязания пассажиров.
«Мы на ногах с раннего утра, – рассказывает водитель автобуса Петр Рыков. – В холода приходится вставать и идти в депо раньше обычного, чтобы прогреть автобус перед выходом на рейс. Конечно, к концу смены хочется быстрее отработать и идти отдыхать. Но лично я всегда слежу за дорогой, особенно аккуратным и внимательным стараюсь быть на поворотах, и, конечно, пешеходных переходах – проезжаю их быстро, только если рядом нет людей, либо они находятся на безопасном расстоянии. Вообще мы стараемся хоть немного подождать людей на каждой остановке, вдруг кто-то уже бежит, но это не всегда получается, ведь есть определенной расписание, мы должно на него ориентироваться. Но если где-то задержались, то приходится где-то ускориться или сократить время ожидания, чтобы в остальных местах быть вовремя».
Пассажирам, недовольным временем на остановке, водители общественного транспорта советуют заранее готовиться к выходу и при подъезде к нужному пункту, находиться уже как можно ближе к двери. Также полезно заблаговременно узнавать расписание нужного автобуса и приходить на остановку немного заранее, чтобы точно успеть в него попасть.
«Количество аварий с участием общественного транспорта стабильно высокое, – поясняет инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по Новосибирску Владислав Савченков. – Причем виноватыми в них бывают и водители транспорта, и сами пешеходы. Если нарушает пешеход, по статье 12.19 он привлекается к ответственности — штраф 500 рублей. А водитель у нас управляет средством повышенной опасности, поэтому если он не пропускает пешехода, там, где обязан — где пешеходный переход, либо при повороте на перекрёстке, где пешеходный переход, это уже штраф 1500 рублей. Самое главное во избежание наказаний и несчастных случаев быть внимательными, взаимовежливыми и соблюдать правила дорожного движения».