Примерное время чтения: 4 минуты
1299

Почему автобус не едет? Новосибирцы ждут транспорт по полчаса

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ на Оби №7 15/02/2017
На маршрут выходит не более 80% машин
На маршрут выходит не более 80% машин / Вера Божкова / АиФ

Жители Советского и Первомайского районов Новосибирска жалуются на то, что автобусы редко ходят. Топтаться с ноги на ногу людям на 30-градусном морозе приходится порой по 30–50 минут.

Нерентабельные перевозки?

«Транспорт, что ходит по ул. Одоевского, всегда набит битком, – вздыхает Оксана ТИМОФЕЕВА, жительница Первомайского района. – Тут и ученики с рюкзаками – школа ведь за несколько остановок. Бывает, людям, которые висят на подножке, ноги прищемляет дверями. А если один автобус не пришёл, следующего нужно ждать минут 40».

Подобная ситуация и в Советском районе. «Жители Академгородка часто жалуются на то, что транспорт плохо ходит, – говорит Наталья ПИНУС, депутат Горсовета. – Автобусы старые, часто ломаются, поэтому не выходят на маршруты».

Эта проблема и в других районах, где нет метро. Как показал опрос, проведённый на сайте nsk.aif.ru, только 40% жителей ждут автобус не более 10 минут, 30% – до 30 минут, ещё 15% – от 30 минут до 1 часа. И лишь 15% счастливчиков не пользуются общественным транспортом (в опросе участвовали 630 человек).

Транспортный парк действительно изношен: средний возраст автобусов и маршруток – 7–8 лет, поэтому неудивительно, что они часто ломаются. Нужно покупать новые, но не на что. Перевозчики – и муниципальные, и частные – в один голос говорят о том, что тарифы нужно поднимать, ведь за два последних года инфляция заметно выросла, сделав бизнес по перевозкам нерентабельным.

Как выйти из тупика?

Разговоры о том, что необходимо поднять стоимость проезда в пассажирском транспорте на 2 рубля, ведутся с прошлого года. Перевозчики говорят, что при сегодняшних ценах на ГСМ, запчасти и низких тарифах невозможно свести концы с концами. Муниципальное предприятие ПАТП-4 уже накопило 455 млн рублей долгов. Как объясняют специалисты, у ПАТП-4 в основном остались убыточные социальные маршруты, по которым ходят полупустые автобусы. Но и у частных предприятий дела мало чем отличаются в лучшую сторону.

«Частники сегодня перевозят 63% новосибирцев, – напоминает Валерий НОВОСЁЛОВ, президент СРО «Транспортный союз Сибири». – Тариф сейчас обезжиренный. Если муниципалы могут копить долги, то для частных предприятий это непозволительная роскошь. Чтобы покупать запчасти, ГСМ, платить зарплаты, им приходится брать кредиты. Ситуация критическая».

И региональное правительство готово пойти на повышение тарифов при одном условии: бизнес должен выйти из тени. Белая зарплата водителя большегрузного автобуса должна быть не менее 19,4 тысячи рублей. Сегодня у частников она колеблется на уровне 10–12 тысяч руб.

«Повышение тарифа должно быть в обмен на инвестиции, и только так, – считает Гарей АСМОДЬЯРОВ, начальник департамента по тарифам НСО. – На эти дополнительные средства предприятия должны покупать новые автобусы. Но готовы ли они это делать? Например, муниципальные перевозчики показывают, что выручка от нала у них 50%, а частники – что не более 10%. И нормы списания ГСМ у последних не соответствуют фактическим показателям. Но если нет прозрачности и большая часть дохода скрывается, то и движение денег проследить невозможно. Как проконтролировать, на что они тратятся?»

Уже почти год чиновники и перевозчики не могут договориться, но все единогласно считают, что из этого тупика нужно срочно выходить – иначе можно вообще потерять пассажирский транспорт.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах