Ходят слухи, что к 2020 году Государственная инспекция по безопасности дорожного движения перестанет существовать как отдельное подразделение, а войдёт в структуру МВД. Инспекторов ДПС тоже не будет. Они вместе с сотрудниками ППС переквалифицируются в «универсальных полицейских» и будут одновременно выполнять функции контроля за водителями, блюсти порядок на улицах, а ещё помогать участковым уполномоченным полиции.
Всё это задумано для того, чтобы сократить расходы государства на содержание силового ведомства. За основу реформаторы намерены взять опыт Казахстана, где универсальные полицейские появились с 2012 г. Эксперты «АиФ на Оби» обсудили перспективы такой реформы в России в целом и в нашем регионе в частности.
Универсальный полицейский
– Как водители и пешеходы в Казахстане почувствовали на себе реформу ГИБДД?
– По официальной статистике, через год после реформы полицейские успели обслужить на 48% больше вызовов, увеличить количество задержаний на 35%, в два раза больше людей задержать за распитие алкогольных напитков. А вот на безопасности дорожного движения реформа сказалась слабо – количество ДТП снизилось всего на 9%.
Когда задумывали реформу, то говорили, что универсальный полицейский – это будет офицер с большой зарплатой и большой ответственностью. Но какая бы зарплата ни была, всё равно, как гласит народная мудрость, пальцы у каждого к себе гнутся. Поэтому водители всё так же нарушают и так же договариваются с этими полицейскими. Разница лишь в том, что, если раньше на дороге могли остановить только за нарушение ПДД, то теперь вас могут заодно проверить на соблюдение паспортного режима, на наличие долгов по налогам или алиментам. И, если раньше приходилось договариваться с одним инспектором, то теперь – с троими. Таким образом, если люди в погонах хотят получить какую-то мзду, они найдут возможность это сделать.
Впрочем, у тех, кто принципиально нарушает ПДД, на машинах стоят антирадары, которые позволяют этим людям избегать встреч с полицейскими.
– Я – председатель маршрутной комиссии по автомототуризму. У меня регистрируются группы туристов, которые ездят по всему СНГ. После поездки туристы пишут отчёт. Я уже в нескольких отчётах читал о случаях беспредела на казахских дорогах. Например, группа едет через деревню, выходит казах – в форме, с жетоном, тормозит водителя и начинает требовать деньги: «Дайте мне две тысячи – и я вас отпущу». Один из ребят его спрашивает: «Куда тебе такие деньги?» «А я дом строю». Он получил власть и пользуется ею в своих интересах. Жалобы начались в последние 3–4 года. Визуально полицейских стало больше и возможностей придраться к туристу – тоже. Сейчас туристы не хотят туда ехать.
– Ещё на заре этой реформы многие опасались, что универсальный полицейский может превратиться в универсального вымогателя. Сейчас большинство казахстанцев подтверждает, что полицейские отбросили такие неприбыльные занятия, как патрулирование, и всецело переключились на сбор «мзды» на дорогах.
Ломать – не строить
– Нужна ли нам такая реформа ГИБДД?
– Каждая структура должна заниматься своими вопросами. У ППС и ГИБДД разная правовая база. Сотрудники ДПС должны хорошо знать административный кодекс в части ПДД. ППС занимаются общественным порядком, обеспечением безопасности в городской среде. Мы же не готовим врачей-универсалов, инженеров-универсалов. Мы готовим инженеров авиационной промышленности, инженеров станкостроительной промышленности и так далее. Как мы собираемся готовить универсальных полицейских? Боюсь, как бы такая реформа не нанесла ущерб общественной безопасности. Мы как общественники очень часто сталкиваемся с жалобами на работу ППС. Например, человека остановили пьяным, и в это время он «случайно» потерял кошелёк. Или человека задержал патруль ППС, а свой паспорт он забрал только через четыре дня у начальника отдела. Мне кажется, что люди с такой профессиональной подготовкой не готовы быть универсальными полицейскими.
– Государство уже несколько лет идёт по пути сокращения контрольно-надзорных органов, в том числе ГИБДД. Не так давно было принято решение убрать стационарные посты ГИБДД с федеральных трасс. Водители, проезжая очень большие плечи – по 200–300 км, испытывают, особенно в зимний период, огромные трудности в связи с тем, что им невозможно рассчитывать на помощь в случае поломки или другого ЧП.
К большому сожалению, чем дальше на восток, тем больше проблем с безопасностью на дорогах. Я могу рассказать огромное количество случаев, происходящих на дорогах Кузбасса, Забайкалья. Машина останавливается, сзади подбегают бандиты, бросают кошку, закреплённую за бетонный столб, на задние двери фуры. Двери распахиваются. Из фуры вываливается груз. Водитель видит, что происходит, но сделать ничего не может – вокруг никого. Он выйдет – его убьют.
Или прыгают с путепроводов на тент, режут брезент и на ходу выбрасывают груз. Таких инцидентов очень много.
– Не приведёт ли сокращение ГИБДД к снижению безопасности на дорогах?
– Главная и единственная задача инспектора ДПС – обеспечивать бесперебойное и безопасное движение транспорта. Попробуйте проехать по Новосибирской области. Может, постов действительно было слишком много. Но сейчас нет ни одного! Сегодня в этих помещениях в лучшем случае – «шашлык-машлык». В худшем – они стоят пустыми, привлекая к себе всяческих маргиналов. Кто поможет дальнобойщику, если он пробил колесо? Могут только по голове настучать.
Хотим, как лучше…
– Что даст реформа ГИБДД рядовым водителям?
Анатолий Петрунин:
– Мы можем посмотреть это на примере техосмотра. Сейчас эта функция принадлежит бизнесу. Это – ужасно.
Вячеслав Трунаев:
– Мы как руководители транспортных предприятий с большим негативом относимся к новым правилам прохождения техосмотра. Старую систему можно критиковать. Да, на техосмотр приходилось приезжать 2–3 раза. Но зато у руководителя была уверенность, что авто не встанет в дороге. Сейчас, когда техосмотр проходят «заочно», мы чуть ли не каждую зиму читаем в новостях про дальнобойщиков, замерзающих на трассах вместе со своими сломавшимися машинами. Между тем тягач с рефрижератором стоит около 11 млн руб. И лично мне как собственнику важно, чтобы машина, которую я доверяю водителю и на которой повезут доверенный мне груз, была в исправном состоянии.
– Многие считают, что коррупцию в органах никакими реформами не искоренишь. Это – вопрос менталитета.
Василий Матвеюк:
– Полностью с этим согласен. Ведь коррупция – она не в системе, а в головах. Она исчезнет только тогда, когда водитель перестанет нарушать ПДД не из страха быть наказанным, а потому что это противоречит его воспитанию, его ментальности. А инспектор перестанет брать взятки потому, что у него будет внутреннее табу, а не дышащая в затылок служба собственной безопасности.
Анатолий Петрунин:
– Боюсь, мы не скоро до этого доживём. Пока, к сожалению, наш менталитет – нигилизм по отношению к любым правилам и любым представителям власти.
Бабушка 70 лет идёт на «красный». Инспектор говорит ей, мол, что же вы делаете? И она открытым текстом посылает инспектора. Следом за ней это повторяет девушка лет 17. Страшно, что бабушки своим примером показывают внукам, как «надо» вести себя с инспектором ДПС. Так что рассчитывать на менталитет не приходится.
Данил Епанчинцев:
– Могу подписаться под каждым словом. В прошлом году мы проводили вместе с ГИБДД рейд на пешеходном переходе. У нас не было ни одного факта, когда грубили водители. Но пешеходы… Сказать, что они нас посылали – ничего не сказать.
Анатолий Петрунин:
– Что касается поборов на дорогах, по-моему, журналистам уже пора сменить пластинку. Вы не хотите, чтобы вас подвергали беспределу? Не нарушайте ПДД – и вопрос автоматически исчезнет.
Конечно, бывает, ребята ломаются! Но чтобы этого не было – не давайте! Ответственность должна быть обоюдная – и того, кто даёт, и того, кто берёт.
– Что нужно изменить в системе ГИБДД?
Анатолий Петрунин:
– Предлагаю взять инициаторов реформы и посадить в кабину к дальнобойщику, чтобы они проехали зимой куда-нибудь в сторону Магадана, где, как в песне Высоцкого: «Вперёд – 500, назад – 500, и за ночь точно занесёт. Так заровняет, что не надо хоронить». Или поставить рядом с инспектором на оживлённом городском перекрёстке.Наше мнение: категорически не прикасайтесь к тому, в чём ничего не понимаете, господа чиновники!
– Не знаю, как в других регионах, но в Новосибирской области сотрудников ГИБДД специально готовят, чтобы выработать у них психологическую устойчивость. Сотрудники ППС такую подготовку не проходят.
У меня пальцев на руке не хватит, чтобы перечислить, какими приборами пользуются сотрудники ДПС. Чтобы реформировать ГИБДД, надо вкладывать деньги в профессиональную переподготовку, техническое перевооружение. Государству это влетит в большую копеечку. В противном случае, если мы без подготовки унифицируем полномочия сотрудников – будут проблемы у граждан.
Василий Матвеюк:
– В Казахстане обучают универсальных полицейских по полгода. Но всё равно этого мало.
Вячеслав Трунаев:
– Во главе сегодняшнего обсуждения – реформа ГИБДД. Слияние с ППС – бредовая идея. Чтобы не случилось абсурда, при обсуждениях надо отдавать приоритет экспертным советам, в которых будут те, кого грядущие перемены непосредственно касаются.