Не так давно дороги привели меня в это одно из самых удивительных и запоминающихся мест поблизости Санкт-Петербурга. Из окна машины Гатчина (в летописях упоминалась с 1499 года как Хотчино, потом название претерпело изменения и по самой распространенной версии происходит от слова «гать»- тропы на болоте, выложенной хворостом) выглядит не более особенной, чем любой городок, прячущийся в тени мегаполиса: ряд двухэтажных домов, ряд пятиэтажных....
Издалека и Гатчинский дворец не особо впечатляет, куда ему до ослепительного Петергофа? Но стоит подъехать поближе и выбраться из автомобиля, как происходит чудо: вот она, бабушка-история сдернула покрывало со своих декораций, и кажется, что нет на них пыли, и ты уже тут не зритель, а свидетель событий, и тени прошлого обступают тебя со всех сторон, и теснятся вокруг, и норовят что-то рассказать. Откуда это удивительное ощущение присутствия на сцене событий? Тайное ли это волшебство самой Гатчины или же проявление бедного туристами и богатого туманами ноября, свинцовыми облаками так удачно оттеняющего камень стен? Это так и осталось для меня загадкой.
Гатчинский дворец вызывает совершенно противоречивые чувства, целую гамму эмоций, видимо, потому что его занимали в разные времена разные люди и обустраивались там каждый по-своему, преследуя совершенно разные цели.
Строился он как, как загородная вилла (или охотничий замок) в итальянском стиле для фаворита Екатерины II Григория Орлова, которому императрица подарила Гатчину за поддержку в совершении переворота. Царский подарок, ничего не скажешь: был стимул Григорию государства «переворачивать»! Впрочем, уже Павел I, сын Екатерины II, специальным Указом перевороты запретил. Правда, ни ему самому, ни его последователям это не помогло…
Возможно, летом со стороны парка итальянский акцент в голосе дворца слышен ярче? Но, глядя на дворец со стороны плаца, можно услышать другие звуки - топот сотен ног и резкие окрики офицеров, отдающих приказы своим солдатам.
Второй хозяин дворца, император Павел I был безумно увлечен армией, уже в 20 лет разработал военную доктрину, а став императором, попытался ее коренным образом реформировать. Историки до сих пор рассуждают, кем же был Павел - реформатором или самодуром? И, вздыхая про себя, признают, что и тем, и другим. С гордостью взирает его памятник на победно марширующие на гатчинском плацу призраки своих батальонов.
Историки утверждают, что у Павла был сложный характер. Еще бы! Маме, Екатерине II было не до него. Нянькам - тоже, будущий император как-то выпал из своей колыбельки младенцем, да так и проспал с утра на полу... А вы бы пожили в его покоях! Или - просто пройдитесь по ним. Мрачные, неуютные, бесконечно тянущиеся друг за другом комнаты с множеством потайных дверей, как будто созданные для того, чтобы император не спал ночами от страха быть убитым свитой, а свита - спала и видела, как бы его задушить.
Впрочем, Павел сам обожал все эти потайные ходы и двери. Говорят, он любил показывать номера с исчезновениями для гостей: был император на приеме, ходил по залу – и вдруг - нет его! А он сбежал из парадной залы через потайную дверь, потом по винтовой лестнице через туалет на первом этаже спустился в подземный ход, а оттуда уже вышел к Серебряному озеру, сел в поджидавший его челнок и плавает. А гости (легко это представить), всплеснув руками, из дворца выбегают: «Где батюшка император? Куда запропастился?». И.. видят его, безмятежно плавающим в лодке по озеру. Оценили юмор? То-то же. Почему-то мне эти шутки напомнили развлечения пожилого Бильбо Бэггинса из трилогии Толкиена, одержимого властью кольца. В Гатчине вас могут напугать, что призрак Павла до сих пор бродит по полутемному подземному ходу, но я его там не видела. Зато там очень хорошее эхо. И если позвать Павла у входа - он непременно отзовется со стороны озера.
Гораздо приятнее, чем с призраком, в гатчинском дворце пообщаться со смотрительницами залов музея, которые в дни, не балующие их туристами, готовы выступать в роли гидов. Одна из этих женщин с восторгом рассказывала о семье Александра III , с какой-то материнской гордостью демонстрировала комнаты детей. Особенно светились ее глаза при воспоминании о Великом князе Михаиле, вступившем в морганатический брак (женился он на жене своего сослуживца) и из-за этого потерявшем право на трон. Слушая воодушевленную женщину, очень верилось в то, что это была действительно великая любовь. Он выбрал Ее. А Россия? Помните фразу из фильма «Стакан воды»? (« А Европа? Европа подождет») Россия - не Европа, ждать не стала. На Михаила пытались возложить корону после отречения от престола Николая II, да только он отказался, но и его согласие вряд ли монархию на Руси в тот момент спасло бы. От императоров и наследников престола, как мы все знаем, нам остались лишь их дворцы.
А у самого Александра III с супругой покои в Гатчине были настолько скромны, настолько «не царские»,- низкие потолки, простая обстановка, что хотелось протереть глаза. Но императорской семье это нравилось. И их комнаты действительно кажутся весьма уютными, да и привидения там посетителей не тревожат. Очень удивительная для нашего времени скромность быта, так несвойственная, кажется, никому из нынешних власть имущих.
Но больше всего меня увлек и задержал 3-этаж Арсенального каре, где производят реставрационные работы и куда почти не заходят туристы. Это - точка пересечения нескольких времен- 1781 года, когда постройка дворца был закончена, 1944 года, когда он был разграблен и разрушен отступающими фашистами, взорвавшими бомбы прямо во дворе Арсенального каре, и нынешнего времени, когда ведется реставрация. И весь интерес в том, что таким это место не было и не будет больше никогда. Когда-то там были прекраснейшие галереи. Потом она стояло в запущенном виде. А скоро его сделают максимально похожим на то, каким оно было до разрушения. Но таким, как сейчас, видоизменяющимся на глазах, сквозь разруху и тлен проявляющим свои давние черты, будто на фотопленке - мне удалось запечатлеть. Кажется, я бесконечно много времени провела именно там.
И я точно знаю, что когда я снова приеду в Гатчину - она будет все той же. Но - совершенно другой.