Буддистский монах из Польши Томек Домбровский рассказал корреспонденту «АиФ–Сибирь об истинной цели жизни и своём пути.
Из экономиста в монахи
Идти на встречу с монахом было страшно. Ведь при мысли о монашестве представляется человек строгий и нелюдимый. Даже задумалась, а не надеть ли мне на интервью тёмную юбку в пол? При встрече мои страхи сразу же исчезли – передо мной сидел улыбчивый человек средних лет, бритый налысо. Добрые глаза и монашеское одеяние.
Томек Домбровский родился и прожил большую часть жизни в Польше. Там он получил образование экономиста, но после смерти отца его жизнь резко изменилась. Он задумался о смысле своего бытия – что такое жизнь и смерть, для чего он живёт, зачем в мире существуют страдания. В момент распутья в родном Кракове 23 года назад он встретил своего будущего учителя.
«В юности я увлекался карате, и перед тренировками нам устраивали короткие медитации», – вспоминает Томек. – Я нашёл что-то привлекательное в этом для себя, эти медитации меня притягивали. А после смерти отца я вновь начал интересоваться медитацией и увидел на улице листовку, на которой был изображён лысый медитирующий человек. Людей приглашали на встречу с мастером в книжный магазин. Я пришёл, посмотрел на него и почувствовал, как от него веет добротой, силой и мудростью. Я почувствовал себя с ним идентичным».
После этого Томаш стал регулярно посещать практики, а в скором времени отправился к своему учителю в монастырь, который находится во Франции. Там он быстро понял, что хочет стать монахом дзен, хотя на тот момент Томашу было всего 20 лет!
«Через год жизни в монастыре мастер отправил меня в Варшаву, чтобы рассказать людям о практике. У меня колени подкосились и началась паника, – вспоминает Томаш. – Ведь я ещё ничего не знал и не понимал, но мастер сказал: «Позволь, чтобы твоё сердце само решило». Этот ответ меня не очень успокоил¸ но я поехал, потому что меня тянуло туда. Во время занятий медитацией люди задавали мне разные вопросы, а я на них отвечал. И именно тогда я почувствовал: это то, что я хочу делать всю жизнь».
На пути монаха встречались разные люди и города. Например, уже 5 лет Томек приезжает в Россию. К слову, сибиряки полюбились ему.
«Это люди на вид суровые, но с очень большим сердцем», – говорит монах. – Я думаю, что в большом городе жить трудно, поэтому все ходят напряжённые. Но я вижу их доброту, спрятанную за усталостью и стрессом. Очень славные…»
Формула счастья
Во время беседы с монахом было логично затронуть вопросы об основных идеях буддизма. Томек объяснил, что нельзя Будду воспринимать как Бога, а следовательно, и буддизм считать религией.
«Будда был обычным человеком, – напоминает монах дзен. – Он не хотел создавать религию и не желал, чтобы люди воспринимали его как Бога, который будет нести за них ответственность. Он всего лишь искренне практиковал медитацию и хотел, чтобы люди поняли, что сами отвечают за своё счастье и за свою жизнь. А ещё чтобы они реализовали своё внутреннее пространство, которое свободно от смерти. Такие выводы Будда сделал неслучайно, ведь в минуты глубокой медитации в человеке что-то меняется и он начинает интуитивно глубже понимать, что такое жизнь и смерть».
По легенде, однажды после многих лет интенсивной медитации Будда понял, что человек не рождается и не умирает. Люди же тем временем отдалились друг от друга, закрылись в своих проблемах, а от этого в мир пришли страх и страдания. Они, в свою очередь, породили невежество, злость, гнев, зависть и ненависть. Будда понял, что именно эти качества не дают человеку спокойствия.
Как объяснил монах, слово «буддизм» придумали в Европе, а в Азии такого слова нет. Там говорят «практикую учение Будды» или «практикую Путь пробуждённого ясного ума».
Вообще, последователи буддизма – люди неординарные. Один из их главных постулатов – делать то, что нравится, но чтобы при этом не страдали окружающие. То есть важно не быть рабом какой-то определённой организации или философии, нужно оставаться свободным человеком и искренне делать то, что желает сердце.
«Буддизм – это не армия, – утверждает Томек. – Поэтому определённых правил для всех нет. Например, некоторые последователи Будды употребляют в пищу мясо, другие придерживаются вегетарианства. Кто-то допускает многожёнство, а кто-то не приемлет это, другие вообще принимают целибат (обет безбрачия). Главное, чтобы никто не страдал от ваших идей и действий».
Напоследок монах пожелал всем людям не бояться делать ошибок – ведь мы пришли на землю затем, чтоб учиться и любить всем сердцем.