Открытие вокзала станции Алтайской (ныне Новосибирк-Южный) ознаменовало рождение крупнейшего за Уралом транспортного узла, где сливались транспортные потоки Транссиба и Алтайской железной дороги. Как гласят архивные данные, грузооборот сразу вырос с 16 млн пудов в 1907 году до 35 млн пудов в 1913 году! Ново-Николаевская пристань стала самой востребованной на Оби, в городе действовало 12 частных судовладельческих фирм. В 1913 году грузооборот речников достиг 20 млн пудов. Город на всех парах нёсся к своему великому будущему.
Раритетом не был?
В здании «Новосибирск-Южный» ещё не завершили ремонтные работы, но уже ясно, что внутри старый вокзал представляет собой современное стандартное помещение. Исчез и самый старый в городе уличный общественный туалет, входивший в состав вокзального комплекса. Вероятно, его убрали из-за дефицита места под стоянку автомобилей. Таким образом, здание станции Алтайской, той самой, с которой, по существу, началось рождение будущей столицы Сибири, утрачено как исторический раритет.
К сожалению, незнание истории в России преступлением не считается. Архитектурный комплекс старейшего вокзала не входил в число охраняемых памятников, хотя новосибирская общественность много раз поднимала этот вопрос. Маргарита Титова, исполняющая обязанности начальника Управления по государственной охране культурного наследия НСО, в ответ на запросы активистов резюмировала: «Это здание не представляет исторической ценности».
Может, чиновникам видней, но жаль. К тому же за последние пять лет в столице Сибири исчезло шесть архитектурных памятников, в том числе первое каменное здание, которое было построено при советской власти, – тюрьма рядом с Нарымским сквером. В страшном 1937 году она претендовала на звание самого жуткого места в городе. Есть немало свидетельств, что в ней пытали и расстреливали тысячи сибиряков.
Старый или молодой город?
Уничтожение архитектурных памятников в городе началось сразу после революции. Есть в архивах письмо жителей Ново-Николаевска, в котором они умоляют городские власти защитить остатки древней крепости, стоявшей «в конце Самарской улицы». В далёком 1917-м году, когда наступили смутные времена, наиболее «предприимчивые» горожане стали под шумок захватывать историческую территорию, на которой прежде хозяйственная деятельность была запрещена. «Группа сознательных горожан» попыталась обратить на это внимание новых властей. Откуда им было знать, что большевики наложили запрет на изучение истории вплоть до 1932 года? В общем, новая власть разлиновывала заповедные земли и раздавала эти участки бедноте...
А позднее большевики постановили считать Новосибирск молодым городом. Так и живём иванами непомнящими. Между тем уничтожение памятников стирает не только историческую память, но и способность населения к самоидентификации. О каком патриотизме тогда может идти речь?
Спасти ситуацию может только новое российское законодательство, которое должно не только остановить натиск на ещё оставшиеся уникальные сооружения, но и дать толчок для восстановления уже утраченного. В Европе, например, почти все древние замки и башни, на фоне которых так любят фотографироваться русские туристы, – стопроцентная реконструкция 19, а то и 20 века! Почему бы и нам не заняться восстановлением собственных памятников? Например, можно реконструировать деревянную крепость с кремлём, которая в 16 веке высилась на высоком берегу Каменки (неподалёку от места, где сейчас находится академия госслужащих). Или Никольский погост (торговое поселение с церковкой), с которого в 17 веке началась колонизация новосибирского правобережья...
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.