Мы продолжаем рубрику «Нужные люди», в которой поднимаем вопросы профессионального образования и профориентации. Как известно, от среднего медицинского звена во многом зависит состояние больного и то, как быстро он пойдет на поправку.
Медсестры должны не только владеть знаниями и навыками ухода за больными, но и уметь анализировать их состояние и передавать свои наблюдения врачу — на их на основе он будет корректировать лечение. О том, какие образовательные технологии сегодня используются для обучения медсестер, какие условия труда им предоставляются и как достичь карьерных высот в этой профессии, нам рассказала директор Новосибирского медицинского колледжа Светлана ДОМАХИНА.
Отдельная наука и профессия
— Светлана Владимировна, в вашем учреждении обучение занимает около 3–4 лет. Немногим меньше, чем в медицинских вузах. Тем не менее в нашей стране бытует мнение, что работа медсестры — удел тех, у кого не хватило сил продолжить медицинское образование после училища в университете и получить диплом врача…
— Сказать, что профессия медсестры является ступенью для врачебной деятельности, невозможно. Поскольку философия профессии врача и медицинской сестры абсолютно разные.
Медсестра может получить высшее сестринское образование. Сестринское дело — самостоятельная наука и профессия. Дело в том, что в среднеспециальных образовательных учреждениях медицинского профиля больше обучают ремеслу, практическим навыкам. Мы готовим специалистов для практического здравоохранения: акушеров, фельдшеров, медсестер, зубных техников, гигиенистов. Тех специалистов среднего сестринского уровня, без которых врачи обойтись не смогут. На плечи докторов ложится много обязанностей: лечение, обходы, консультации, операции, занятия наукой и т. д.
Поэтому задача сестры — вести наблюдение за состоянием и самочувствием больного, выполнять различные диагностические и лечебные процедуры и стремиться к тому, чтобы пациент был удовлетворен оказанной ему помощью. Получается, что медсестра — это своеобразный менеджер больного. Естественно, что при такой работе очень важны коммуникативные функции, умение анализировать ситуацию.
Кроме того, в здравоохранении постоянно появляются инновационные методы лечения и диагностики, и медсестра должна знать возможности этих новшеств, чтобы правильно подготавливать пациента к современным видам лечения и обследования. Именно таким навыкам и обучаются современные студенты — медики ссузов.
Образовательная поддержка после выпуска
— Не секрет, что сегодня в поликлиниках и больницах катастрофически не хватает медсестер. Почему сложилась такая ситуация?
— По мировым стандартам на каждого врача должно приходиться четыре медсестры.
В нашей стране это соотношение 1:1,5. Частично это связано с тем, что после перестройки многие медицинские работники меняли профессию в поисках лучшей жизни. К счастью, сегодня ситуация изменилась, улучшились условия труда, растет зарплата. Специалисты стали возвращаться в медицину. Уменьшить дефицит специалистов невозможно только за счет простого увеличения плана по набору студентов на специальности.
Ведь для того чтобы стать хорошим фельдшером, акушеркой, лаборантом, техником, нужно обладать определенными знаниями — биологии, химии, русского языка, способностями к изучению иностранных языков, а также особыми человеческими качествами — добродетелями: состраданием, аккуратностью и т. д. Если этого нет, то обучать такого человека медицинскому делу не стоит. Другое дело — дать студентам хорошее образование, а после этого определить в такую рабочую среду, где у них будет возможность для интеллектуального и духовного роста.
Как-то одной из поликлиник города потребовались фельдшеры — помощники участкового врача. Специально для этого учреждения мы подготовили таких специалистов. А через некоторое время к нам обратился главный врач с просьбой помочь уточнить их функцию. Оказалось, врачи и медсестры настолько привыкли работать вместе, что по привычке брали функции фельдшеров-помощников на себя.
Мы провели дополнительное обучение всех специалистов и помогли им верно распределить свои обязанности. В таком гармоничном тандеме они работают уже много лет. Этот пример показывает, что мы продолжаем курировать своих студентов даже после окончания обучения. Занимаемся так называемой образовательной поддержкой после выпуска — именно такую формулировку предлагает международная система управления качеством, по которой мы работаем.
— Есть ли у среднего медицинского персонала возможность карьерного роста?
— Мы регулярно проводим социологические опросы наших студентов. По их результатам, около 55% выпускников желает получать зарплату от 15 до 20 тысяч, работать в современных учреждениях, где можно было бы воочию наблюдать инновационные медицинские технологии и участвовать в них. И, конечно же, практически все мечтают о карьерном росте.
Учитывая, что среднее медицинское звено сегодня нарасхват, работодатели стараются соответствовать всем этим требованиям: повышают зарплату, сегодня она составляет около 15 тысяч рублей и будет расти, а также улучшают условия труда. Что касается карьерного роста, то возможностей для реализации здесь множество: наши выпускники могут работать в терапевтических отделениях или выбрать узкую специализацию — например, стать сестрой-анестезисткой, сестрой палаты интенсивной терапии или ухаживать только за пожилыми людьми.
Для этого необходимо повышение квалификации. Можно пойти дальше и получить высшее сестринское образование, став менеджером по сестринскому персоналу и организации сестринской работы в больнице или поликлинике.
— А какие современные технологии появляются в образовании?
— Одно из требований нового образовательного стандарта — это способность специалиста применять свои знания, умения и успешно действовать на основе имеющихся знаний и практического опыта. Для этого во многих образовательных медицинских учреждениях появляются демонстрационные лаборатории, где студенты отрабатывают навыки оказания помощи на тренажерах и манекенах.
Причем эти куклы реагируют на действия медсестры: у них учащается пульс, повышается температура, они даже могут произносить звуки. Их состояние отражается на мониторах, поэтому если студент делает что-то неправильно, его ошибки сразу видны.
В лабораториях работают лучшие специалисты, которые занимаются не только образованием, но и знают основы хирургии, анестезиологии, реаниматологии, медицины катастроф и многое другое. Благодаря таким образовательным технологиям медицинские сестры становятся не просто помощниками докторов, а принимают самое активное участие в лечении и реабилитации пациентов и даже, независимо от врача, ставят свой, сестринский диагноз, без которого невозможно полноценное лечение и выздоровление.