За миллиарды лет Земля увеличилась в размерах во много раз. Этот процесс продолжается и сейчас, утверждает новосибирский учёный, доктор физико-математических наук Игорь Белозёров. Он считает, что в теорию взаимодействия в микромире атомных ядер с элементарными частицами – нейтронами, за вклад в которую американский физик Юджин Вигнер получил Нобелевскую премию, закралась серьёзная ошибка.
Очертания материков совпадают
Этот новый научный взгляд даёт большие возможности. В частности, можно значительно снизить вероятность взрыва газов в угольных шахтах.
– Игорь Михайлович, это открытие означает фундаментальный переворот в науке?
– Я не претендую на открытие. Всё давно известно, просто до сих пор факты не совсем правильно трактовались. (Это как в истории с Менделеевым, который не открыл ни одного нового химического элемента, а только систематизировал их в таблицу.) Чтобы объяснить суть, напомню школьный курс физики: атомы состоят из 3-х видов стабильных частиц – электронов, протонов и нейтронов. Нейтроны устойчивы только в составе атомных ядер, тогда как в свободном состоянии они распадаются на протоны и электроны, при этом выделяется энергия, удельная величина которой настолько огромна, что её можно сопоставить со взрывом атомной бомбы. При этом происходит увеличение объёма в миллиарды раз. Вот как раз этот процесс и недооценили учёные атомщики (в том числе и Юджин Вигнер), когда разрабатывали ядерные технологии. Они рассматривали процесс этого взаимодействия лишь с кинетической точки зрения, считая, что при столкновении нейтронов с ядрами они только замедляют или ускоряют друг друга, при этом меняются траектории. На самом деле при этом взаимодействии происходит также и процесс расширения вещества, что является причиной разуплотнения материи как в микро-, так и в макромасштабах. Яркий пример тому расширяющаяся Вселенная и наша планета. Земля, первоначально имевшая диаметр 0,25÷0,50 км, увеличила свой размер уже в 20 тысяч раз! Посмотрите на глобус Земли: очертания всех материков совпадают друг с другом почти идеально, как пазл! Именно этим процессом объясняется увеличение размеров Земли, описанное доктором физико-математических наук Владимиром Кузнецовым – сотрудником Института геологии, геофизики и минералогии СО РАН. Процесс разуплотнения Земли происходит и сейчас, в основном в зонах срединно-океанических хребтов, вследствие чего, например, в Атлантическом океане наблюдается раздвижка континентов на 5–7 см в год, а в Тихом океане есть места, где этот процесс происходит в два раза быстрее. Именно проявлением этого процесса являются землетрясения, цунами, вулканическая деятельность и т. п.
– Ядро Земли пылающее. А откуда такая бешеная энергия?
– Одной из основных действующих сил, постоянно присутствующей во всех уголках Вселенной, является сила взаимного притяжения материи (гравитация). По этой причине реки текут вниз, листья падают на землю. В космосе в течение многих лет этот процесс приводит к накоплению колоссальных количеств энергии, аккумулированной в огромных массах твёрдой материи. Процесс этот закончился коллапсом, в результате которого материя как бы «схлопывается», преобразуясь в «тёмную» (не излучающую свет) или нейтронную звезду, с могучей силой притяжения. Сейчас в таком состоянии около 90% вещества, которое заполняет космос.
А потом произошёл «большой взрыв», который длится уже миллиарды лет и является источником «бешеной» энергии. Причём если «мелкие» планеты Солнечной системы (Меркурий, Венера) уже закончили стадию разложения своих нейтронных ядер, то планетам-гигантам – Солнцу, Юпитеру и другим – предстоят ещё неисчислимые времена неспокойной жизни.
При этой реакции выделяются нейтроны, их составляющие – протоны и электроны. Взаимодействуя, они образуют химически активный водород. Он в свою очередь взаимодействует с окружающей средой, образуя воду, аммиак, сероводород, различные углеводороды.
Нефть не закончится?
– Вы сказали, что водород, вступая в реакцию, образует и углеводороды. Значит, их невозможно исчерпать?
– Именно. Этот процесс идёт непрерывно. Нефть в обозримом будущем не кончится никогда. Побочный эффект – постоянное выделение углеводородных газов, в том числе метана в угольных шахтах. Из-за метана происходят взрывы, уносящие жизни шахтёров. Но углеводородные газы являются (как и угольная пыль) лишь топливом в этом процессе, тогда как спичка – источник для возгорания – это водород. Поэтому считаю, что более эффективным является не борьба в шахтах с метаном, а борьба с водородом. Его концентрация в одной из шахт близ Новокузнецка в десятки раз меньше. Но важнее то, что температура воспламенения «горючей смеси» почти на 200 С меньше, чем метана. Научившись удалять из атмосферы шахт водород, мы можем существенно снизить вероятность взрывов.
– Но как это сделать на практике? Это возможно?
– Существует химический метод, причём реагент производится в промышленных масштабах, но для других целей. Чтобы внедрить этот метод в практику, необходимо провести предварительные исследования по определению оптимального соотношения компонентов в газовых смесях. Для чего потребуются миллионы рублей, то есть нужны инвесторы. Но дело стоит того, чтобы спасти жизни шахтёров.
– Что мешает продвижению?
– К сожалению, не большинство учёных считает, что метан в природе имеет только органическое происхождение (продукт разложения остатков растений и животных тканей). А я имею в виду происхождение шахтного метана из минерального водорода, выделяющегося из недр планеты. Пока эту гипотезу пробивать сложно, хотя есть учёные, её разделяющие. Это Евгений Козловский, последний министр геологии СССР, вице-президент РАЕН; Геннадий Грицко, советник РАН, и другие. Работа эта перспективная, и если не мы, то завтра обязательно найдётся учёный в США или Китае, который тоже пойдёт по этому пути. Нужно, чтобы патентом метода безопасной работы шахтёров обладала Россия, это даст нашей стране большие преимущества.