Примерное время чтения: 8 минут
173

Биржа новых идей. Будет ли старт научным разработкам?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ на Оби №27 05/07/2017
Решать проблемы мегаполисов по старинке не получается
Решать проблемы мегаполисов по старинке не получается / Елена Иванова / АиФ

Почему тормозят?

Дмитрий РОГОЗИН, который побывал в Новосибирске на Технопроме, сказал, что главная задача форума – придать импульс развитию новых технологий, выработать предложения для развития стратегии государственной политики. России важно наверстать упущенное и не отстать окончательно от развитых стран, где сейчас совершается новая промышленная революция. На форуме было представлено множество научных разработок. И многие из них пригодились бы и для нашего мегаполиса. Чтобы ускорить их внедрение в реальную жизнь, мэрия Новосибирска собирается применить биржевые механизмы, запуская проект, которому пока нет аналогов в новой российской истории городов. Как утверждают идеологи проекта, планируется изменить подход к новациям, которые помогут разрешить основные проблемы мегаполиса.

Например, проблемы пробок в городах, уличной бе-зопасности, а также настоящий бич мегаполисов – тысячи тонн мусора. И, как показывает мировая практика, решить эти проблемы по старинке уже не получается.

Пробки и мусорные проблемы достались нам в наследство от СССР. Кстати, и то, с каким трудом всё новое пробивает себе дорогу. Современной России достался невероятно мощный задел научных разработок, причём внедрённых в таких областях, как космос и оборона, а вот пресловутая тема мусора – на допотопном уровне. Притом, что были неплохие разработки! Но в советское время были другие приоритеты.

А теперь проблемы только нарастают. И внедрять в серийное производство новое всё так же сложно. Только причины замедления сегодня несколько иные.

«У муниципалитетов не очень много денег, – рассказал директор филиала компании Zecurion по Сибирскому федеральному округу Михаил ЧВОРУН. – Но и это полбеды. Там чаще всего непонятно, с кем говорить. Чтобы не просто так, а предметно. И дело не в том, что в мэрии сидят враги технического прогресса, нет. Просто таковы реалии жизни». 

Начальник управления науки и внедрения мэрии Михаил КАМАЕВ считает, что тут чаще всего проблемы обоюдные. Чиновники зачастую боятся нового, так как в новых идеях высока степень риска, и авторы не спешат их снизить даже на этапе презентации.

«Бывает, смотришь, идея вроде бы неплохая, – раскрывает тонкости работы Камаев. – Но начинаешь копать глубже, появляются сомнения. Авторы не могут, а чаще не хотят ответить на вопросы: кому принадлежит проект, какова природа технологий, проводились ли испытания и каковы результаты, кто, когда и где может поставить идею на конвейер?»

В мэрии, прежде чем предлагать новый формат взаимоотношений с новаторами, честно признались: «Просто сообщить о научной разработке и ждать на неё реакции власти бессмысленно, ведь все заняты текучкой. Оплачивает разработку хозяин денег, покупатель».

Как пробиться новому? 

Но чиновники задумались о том, как сократить путь инновационных разработок к внедрению в жизнь. Создали некий магазин идей, при котором работает научный совет. Приходит человек или компания с вопросом, и его рассмотрят, если он соответствует приоритетным направлениям развития. В Новосибирске это городское освещение и управление дорожным хозяйством, современные технологии утилизации мусора, кибербезопасность местных предприятий, автоматизация объектов инфраструктуры как элемент создания умного города. Далее авторы проекта ставят задачу отобрать нужное по принципу полезности и адекватности. Но это ещё далеко не всё. Впереди главное испытание: выход на портал «Инновационный Новосибирск». Здесь разработчику надо быть готовым представить идею со всех сторон, во всех деталях: вплоть до финансовой состоятельности собственника. Вот этому интернет-ресурсу, портал запустят до конца года, и предстоит стать больше, чем просто сайтом.

«Все знают про Лондонскую и Нью-Йоркскую биржу, где торгуют акциями, – объясняет Камаев. – Можно сделать новосибирскую биржу, которая будет заниматься инновациями, – за рубежом это часто практикуется. Компания акционируется, выставляется на торги. Зарабатывает деньги и внедряет разработку».

Новая структура планирует начать с пилотных проектов. Они в сфере кибербезопасности, городского освещения и управления дорожным хозяйством. Планируется, что работать всё будет примерно так же, как в советское время, – на большие стройки делегировались сотрудники разных организаций и работали там определённый период.

 Достаточно прогрессивными с точки зрения внедрения научных достижений считают эксперты вертикально интегрированные холдинги: лидеров банковской сферы, сектора связи и добычи ресурсов. Как правило, в них чётко знают, чего хотят, в какие сроки и сколько готовы потратить денег. Между тем даже при минимальных планах это сотни миллионов, а то и миллиардов рублей в год.

Как связать цепочку?

Начальник отдела инновационной, прикладной и внешнеэкономической деятельности Института теплофизики
СО РАН Людмила ПЕРЕПЕЧКО:

– Если посмотреть на цифры, то финансирование НИОКР с 1996 по 2014 год в РФ выросло в 6 раз, а доходы от экспорта хай-тека – в 4,4 раза (по данным Всемирного банка). То есть отдача невысокая, хотя  РФ в первой десятке стран по патентуемым изобретениям. Один из важных индикаторов инновационного развития экономики – рынок интеллектуальной собственности, платежи и доходы по лицензионным соглашениям на патенты. Рынок интеллектуальной собственности в РФ с 2005 по 2015 год вырос в 3 раза. Но почему тогда такое малое количество лицензионных соглашений и небольшой доход РАН от коммерциализации изобретений? Выросло финансирование прикладных исследований для оборонных ведомств, транспортных компаний. Бюджетное финансирование фундаментальной науки выросло незначительно и ведётся по «проектному методу», не оставляя средств на сопроводительные работы, капитальные затраты и вспомогательный персонал. Патенты принадлежат государству, которое их защищает на территории РФ. Но патенты в открытом доступе, и зарубежные коллеги могут бесплатно их использовать в своей стране. Что успешно делают наши юго-восточные соседи.

В нашем регионе коммерциализация научных разработок слабая потому, что нет единого координационного центра, который бы вёл системное взаимодействие между СО РАН, НГУ и Академпарком. Для коммерциализации инноваций необходимо по госпроектам создавать совместные лаборатории НИИ и промышленных предприятий.  Наш регион мог бы стать лидером по уровню благосостояния граждан.

Председатель регионального экспертного совета (РЭС), академик Василий ФОМИН:

– Большое значение сейчас имеют региональные конкурсы РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований). В ходе таких отборов приоритет как раз проектам, которые развивают местную тематику. Принцип финансирования исследований и разработок: 50% – деньги от РФФИ, 50% – от правительства Новосибирской области. Что касается самих идей, то интересуют, например, такие темы: нерешённые вопросы геологии отдельных месторождений, оценка плодородия почв, методов повышения эффективности лечения описторхоза и так далее. 

От учёных на конкурсы РФФИ поступило более 500 заявок. Но большинство из них отклонено из-за того, что темы недостаточно фундаментальны. В итоге региональный экспертный совет рекомендовал 66 научных проектов, связанных с местной тематикой. Заявки стоит сопрягать со стратегией развития региона.

Мэр Новосибирска Анатолий ЛОКОТЬ:

– На решение любых задач нужны деньги. Основная наша проблема – бедная казна. Просто сейчас система распределения налогов такова, что муниципалитеты попадают в зависимость от вышестоящих бюджетов. Большинство крупных городов, не говоря уже о малых, остаются практически без денег на развитие, даже в том случае, если сами являются бюджетными донорами. Сегодня федеральные программы, пожалуй, единственный реальный инструмент развития. Но у них есть минусы: подходы не гибкие и нет адаптации к специфике конкретных городов.

Изменим ситуацию в том случае, если правильно распределим налоговые доходы между разными уровнями бюджетов. В частности, надо закрепить за крупными городами долю отчислений от налога на прибыль. Это и станет стимулом для муниципалитетов, чтобы развивать новые технологии и раскрывать научный потенциал своих городов.

А как у них?

Швеция стабильно занимает верхние строчки в глобальном индексе инноваций. Финансирование прикладных исследований и внедренческой деятельности в год – 16 млрд евро, или 3,75% ВВП. Из этого объёма 75% – доля компаний, 25% – государства. Чтобы стимулировать внедрение, учредили агентство, которое работает над взаимодействием университетов, власти и бизнеса. Законы благоволят к разработчикам. Если представители университетов ведут такую  деятельность, то получают права на продукт, то есть имеют  доход от внедрения.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах