В России объявили 2017-й Годом экологии. Корреспондент АиФ-Новосибирск узнал, какой вклад в защиту окружающей среды от вредных выбросов решили внести сибирские учёные Института неорганической химии СО РАН.
Они предлагают пористые материалы, созданные на основе нанопористых координационных полимеров (или металл-органические каркасы). Как объясняют специалисты, эти материалы типа губки, которая впитывает частицы газа, жидкости и других веществ. Причём полимер способен вбирать фантастически большие объёмы.
«Дело в том, что созданные нами материалы имеют огромную внутреннюю поверхность – сотни и тысячи кв. метров, – объясняет ведущий научный сотрудник ИНХ СО РАН Данил ДЫБЦЕВ. – Кроме того, в них есть органическая часть и неорганическая, объём которых, при необходимости, можно варьировать. Это даёт большие преимущества при применении в разных областях. В том числе их можно применять как барьер при защите окружающей среды».
Этот материал вполне можно применять, решая проблему парникового эффекта, который разогревает атмосферу. Один из антропогенных факторов – это газ СО2, который образуется от деятельности человеческой цивилизации – при сгорании угля в котельных, на предприятиях металлургии, от выхлопов автомобилей и т. д.
Сейчас учёное сообщество всего мира пытается найти эффективные технологии разделения газовых смесей. Это необходимо для того, чтобы потом CO2 не выпускать в атмосферу, а накапливать, например, в нефтяных скважинах. Сотрудники Института неорганической химии считают пористые координационные полимеры самыми перспективными материалами.
«Они являются своего рода молекулярными фильтрами, которые могут избирательно поглощать вредные газы, – продолжает Дыбцев. – В пористых материалах, которые мы разрабатываем, происходит взаимодействие молекул CO2 с его полостями. При этом кислоты вступают в реакцию друг с другом, происходит селективная адсорбция СО2 из газовых смесей».
Новые материалы можно применять не только как сорбенты, но и в транспорте. Как считают эксперты, при переходе транспорта на низкоуглеродное топливо газ метан (CH4) значительно снижается. Напомним, что при неполном сгорании метана образуется СО2.
Учёные Института неорганической химии разработали топливные элементы, которые решают эту проблему: водород или метан сгорает почти полностью, превращаясь в электричество. По сравнению с ними двигатель внутреннего сгорания работает неэффективно. Но до внедрения в автомобили пока далеко – сначала нужно снизить себестоимость дорогого катализатора.