
Видел, как у нас в Академгородке ремонтировали дорогу, используя золу и шлак. Но ведь говорят, что продукты сжигания угля радиоактивны?
В. Шмельков,
Советский район
Дороги из… золы
Зола и шлак активно используются для строительства и производства строительных материалов в разных городах России. Исследования, проведённые разными ведомствами, в том числе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Новосибирской области», показали, что золошлаковые материалы (ЗШМ) относятся к V классу опасности, то есть практически не опасны, и к 1 классу радиоактивности, то есть нерадиоактивны.
Одними из первых ЗШМ начали применять наши омские соседи. Они обратились в Сибирскую государственную автодорожную академию (СибАДИ) с просьбой провести исследования и разработать технологию строительства дорог с применением золошлаков.
Документ, разработанный учёными СибАДИ, утвердили в Федеральном дорожном агентстве. По этой технологии в Омске уже построили дорогу протяжённостью 500 м. Кроме того, омские дорожники применяют золошлаковые материалы для возведения насыпей, исправления рельефных неудобиц. Здесь работают несколько заводов строительных материалов, наладивших технологию производства с использованием ЗШМ.
Регион, которому новые технологии использования отходов нужны как воздух, – Москва. На одной только ТЭЦ-22 ОАО «Мосэнерго» площадь золоотвала – 69,5 га. Ежегодные затраты на его эксплуатацию – 1 млн руб. Объём отвала – свыше 6 млн тонн золы и шлака.
Поняв, что дальше так продолжаться не может, москвичи пошли по пути превращения отходов в доходы. Первым опытом стало выполнение насыпи при строительстве дорожной развязки в Ступинском районе. За помощью обратились к уже опытным специалистам СибАДИ. Геологические испытания на устойчивость техногенных грунтов, полученных из золошлаковых материалов, подтвердили их пригодность к использованию в качестве основы насыпи. Позже золу использовали при строительстве дорог Москва–Серпухов, Москва–Кашира.
Как удешевить 4-й мост?
В Новосибирске проблема золоотвалов стоит не менее остро, чем в Москве. Использование золошлаков новосибирских ТЭЦ в строительстве позволило бы снизить долю, а в некоторых случаях и совсем исключить применение песка. Очевидно, что немаловажная цель любого строительства крупного объекта – искать возможность снижения стоимости строительства. Ещё один важный аспект: использование золошлаков в промышленности освободит тысячи гектаров земли, занятых золоотвалами.
Специалисты АО «СИБЭКО» предлагают активнее изучать возможность применения ЗШМ при строительстве дорог региона и города, в том числе 4-го моста через Обь наряду с общепризнанными материалами – песком и гравием.
«Основные требования к применяемым материалам заключаются в том, что они должны быть идентичны природному минеральному сырью, соответствовать действующим требованиям экологии и безопасности, иметь необходимые санитарно-эпидемиологические заключения, – рассказывает Дмитрий БРАЖНИК, начальник Управления по технической политике АО «СИБЭКО». – Использование материалов с такими характеристиками позволяет снизить ущерб окружающей среде за счёт меньшего изъятия природных ресурсов и, как следствие, эффективно использовать городские и пригородные территории, плюс это даёт снижение себестоимости производства строительных материалов, промышленного и гражданского строительства».
В начале этого года руководство АО «СИБЭКО» обратилось в Министерство энергетики Российской Федерации. Сибирские энергетики считают необходимым на законодательном уровне развеять мифы о непригодности золошлаковых материалов в народном хозяйстве и разработать механизмы стимулирования для тех, кто будет перерабатывать и использовать ЗШМ.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть