Разлив нефтепродуктов произошёл 25 мая около 11 часов утра. В районе затона Яренский, где бывший причал откачки мазутных барж, на поверхности воды, насколько хватало глаз, разлилась чёрная жирная плёнка. Понятно, что для птиц, которые сядут на поверхность реки в этом месте, это равносильно подписанию смертельного приговора. Для рыбы мазут тоже отнюдь не манна небесная. Как могло случиться, что такое большое количество опасного вещества попало в русло реки, из которой многие города и сёла берут питьевую воду?
Разлив нефтепродуктов в Оби | Фотогалерея
Разлив нефтепродуктов в Оби | Фотогалерея
Куда делась заглушка?
Вокруг мазутного пятна, образовавшегося в результате разлива нефтепродуктов, выставлены боновые заграждения. Сюда не допускаются и маломерные суда. Дело в том, что винты и днища лодок оказавшись в нефти, растащут её по реке.
ЧП — какого масштаба?
На следующий день чиновники дали официальный комментарий аварии. Данияр Сафиуллин, начальник департамента по чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе мэрии Новосибирска рассказал: «В затоне появилось пятно мазута размерами около 300 квадратных метров. Причина ЧП снова кроется в человеческом факторе: неизвестный открутил фланцы (деталь, которая служит для герметичного соединения труб) на бывшей заправке. Ориентировочно порядка полутора тонн нефтепродуктов вылилось в реку. Были предприняты экстренные меры, чтобы это нефтяное пятно не могло распространиться дальше.
Сейчас разлитый нефтепродукт собирают по специальным технологиям. Например, вчера был рассыпан сорбент — вещество, которое впитывает в себя нефтепродукты и таким образом очищает водную поверхность. Затем в течение нескольких дней придётся его собирать».
Но полторы тонны мазута — это очень большой объём. К тому же вряд ли службы отреагировали мгновенно. Скорее всего, прошло несколько часов, прежде чем специалисты начали действовать.
Можно ли считать случившееся экологической катастрофой? И чем столь глобальное загрязнение грозит местной флоре и фауне?
«Основной объём нефтяного пятна, скорее всего, уже снесло вниз по течению Оби, — пояснил Валерий Савкин, главный научный сотрудник Института водных и экологических проблем СО РАН. — Поэтому оперативные методы борьбы применить уже сложно. Остаётся надеяться на природу, на её механизмы самоочищения. Но на этом участке Оби вылилось 1,5 тонны нефтепродуктов — это весьма внушительный объём. Между тем в Сибири нефть — самое стойкое и опасное загрязнение. Нефтяные остатки оседают на мелководье и сейчас, в период нереста рыбы, могут нанести большой вред — есть вероятность гибели икры. Наш институт ведёт постоянный мониторинг вод сибирских рек. Исследования показывают, что практически все реки загрязнены нефтепродуктами. Причина — частые аварии на нефтепроводах, которые проходят в долинах и по дну рек. На пути к океану нефтепродукты частично оседают в ложе рек, но немало доставляется и в воды Арктического бассейна. Россия считается одним из основных загрязнителей, и мировое сообщество периодически предъявляет нашей стране претензии по этому поводу».
Если часто случаются аварии, значит, трубы нефтепроводов и их стыки со временем выходят из строя. Между тем в мире давно уже существуют технологии безопасного эксплуатирования. Российским нефтяным компаниям необходимо не только качать нефть из сибирских недр, но всерьёз заняться её безопасной транспортировкой. Понятно, что для того чтобы заменить тысячи старых труб нефтепровода на новые, необходимо потратить миллионы рублей. Но доходы-то от нефти олигархи получают миллиардные, при этом губя природу.