Пока возмущенные жители протестовали против перспективы превращения сибирской земли в свалку ядерных отходов, первый «ядерный» поезд проследовал по Транссибу к месту назначения.
— В начале января к нам обратилась группа красноярских экологов, — рассказывает организатор пикетов, руководитель региональной организации «Русское патриотическое движение» Ростислав АНТОНОВ. — Это был крик о помощи. Они узнали, что Росатом принял решение о создании хранилища и центра по переработке ядерных отходов в Железногорске — город находится буквально в 60 километрах от Красноярска.
Ростислав Антонов заявил, что сибирские экологи также обеспокоены тем, что все эти отходы будут везтись по Транссибирской магистрали. Первый поезд с радиоактивными отходами с Ленинградской АЭС был отправлен в январе этого года. На пути его следования находилось не менее 15 крупных городов, в том числе Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск. В планах «Росатома» отправить в Железногорск 290 таких поездов, которые в общей сложности перевезут 22,5 тысячи тонн ядерных отходов. Отработанное радиоактивное топливо будут отправлять в Железногорск не только из России, но и из других стран.
Радиация на обочинах
По словам новосибирского эколога, участника межрегиональной благотворительной общественной организации «Сибэкоцентр» Екатерины СЕМЕНОВОЙ, ввоз ядерных отходов на территорию России происходит с начала двухтысячных годов. Уже тогда активисты экологического движения пытались отслеживать «ядерные» составы.
— Периодически мы узнавали, когда и где будет проходить такой поезд, — вспоминает Екатерина. — Уровень радиации рядом с вагонами во много раз превышал нормативы: приборы буквально зашкаливали. Я сомневаюсь, что за прошедшее десятилетие изменилась технология производства контейнеров для транспортировки отработанного ядерного топлива. Известны случаи, когда местные жители вскрывали контейнеры и, не найдя ничего ценного, бросали их на обочинах дорог.
Екатерина Семенова сообщила, что составы, в которых перевозят ядерное топливо, трудно отличить от других поездов. Это цистерны с жидкостью, которые можно опознать лишь по специальному желтому с черным значку «Радиоактивная опасность».
Эколог отмечает, что существует опасность возникновения аварийных ситуаций по пути следования поезда.
— Мы все помним о террористических актах на пути следования поездов из Москвы в Санкт-Петербург, — поясняет Екатерина Семенова. — Если же какая-то аварийная ситуация произойдет с таким поездом, последствия будут очень страшными.
Право на информацию
Сегодня в Новосибирске и других регионах Сибири проводятся акции протеста против ввоза отработанного ядерного топлива в регион.
— Мы не против атомной энергетики, — поясняет Ростислав Антонов, — мы против замалчивания информации по таким серьезным вопросам. Мы хотим иметь возможность отстоять конституционное право на благоприятную экологическую среду.
По словам Ростислава Антонова, в настоящий момент общественность ожидает официального ответа от властей. На первом этапе выдвигаются требования о предоставлении информации о хранилище, о допуске экологов в зону захоронения отходов и производства. Конечная же цель проводимых акций — остановить ввоз отходов в Сибирь.
— Хранилища нужно создавать там, где нет опасности для людей — в России таких мест много. Пусть люди работают вахтовым методом, не рискуя жизнью своих близких. Во главу угла всегда должна ставиться человеческая жизнь. Сейчас не война, когда считалось возможным жертвовать людьми для достижения какой-либо цели. Но если посмотреть на ситуацию в нашей стране, становится очевидно, что мы по-прежнему живем по законам военного времени!
Кстати: Редакция газеты «АиФ Сибирь» сделала запрос в Госкорпорацию «Росатом» о ситуации с транспортировкой и захоронением отработанного ядерного топлива в Сибирском регионе. В настоящее время мы ожидаем ответа. Следите за нашими публикациями.