Драка гарпунами
В ночь на 20 июня в иркутском селе Бильчир вспыхнул конфликт между местными жителями и китайцами, работающими на пилораме. По данным местной администрации, побоище произошло из-за того, что китайские приемщики леса на пилораме без предупреждения в три раза снизили закупочную цену. Бильчирцев это не устроило, и они решили заставить вернуть прежние расценки.
Расположенное на берегу Братского водохранилища, населенное бурятами и русскими село Бильчир, несмотря на отдаленность, имеет значительный рекреационный потенциал. Здесь проходит ряд туристических маршрутов, ориентирующихся на наличие моря, пляжей и близких лесов. В конце 2011 года глава администрации поселка Борис Хошхоев даже был приглашен на встречу с тогдашним президентом Медведевым, где рассказал о планах развития поселка.
Как утверждают в полиции, после снижения цен несколько местных жителей во время выпивки решили выяснить отношения. Словесная перепалка с китайцами на берегу закончилась дракой. Через некоторое время мужчины посчитали, что конфликт не исчерпан, и вместе с односельчанами пошли штурмовать пилораму. Иностранцы отбивались металлическими копьями и камнями. Китаец на лесопогрузчике попытался раздавить автомашину с людьми и вытолкал ее с территории базы, разбив при этом три автомобиля.
— Подъехали, «Хурокавой» зажали ее сверху клешнями и вытолкали с территории. А там еще двое сидели. Они успели выскочить. Если бы не выскочили, их бы прихлопнули там, — рассказал журналистам глава администрации Борис ХОШХОЕВ.
АиФ СИБИРЬ | |
---|---|
Для защиты справедливости в дело идут кулаки |
Затем толпа китайцев (по данным ФМС, на пилораме легально работали 17 китайцев и 8 узбеков), вооруженных гарпунами, напала на жителей. Шесть человек получили колотые ранения, троим потребовалась медпомощь.
Пострадавший Баир, продемонстрировав раны от гарпунов, рассказал, что пытался разнять дерущихся: «Когда мне проткнули ногу, я упал. Мне пытались воткнуть гарпун в спину, но парень подставил руку, и ему проткнули ладонь». В ответ местные жители забросали пилораму бутылками с зажигательной смесью и подожгли деревянный забор.
Вскоре в село прибыла полиция. Для разбирательства в участок было доставлено 18 человек.
«По предварительной информации, количество пострадавших — пять–шесть человек. Все они имеют довольно незначительные травмы, ушибы, колотые ранения и не нуждаются в срочной госпитализации», — говорит Герман СТРУГЛИН, начальник пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области.
В настоящее время возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 2 статьи 167 УК РФ («Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества»). Полиция его ход не комментирует, однако, по неофициальным данным, дело было начато в отношении китайского водителя лесопогрузчика. А по заявлению областного УФМС, китаец Чэнь Манхун сейчас даже задержан.
Выселить всех чужих
Побоище на пилораме вызвало новые протесты местных жителей. Они уже не раз обращались в поселковую администрацию с просьбой сократить количество иностранцев в Бильчире.
«Китайские рабочие давно не дают нам жизни: постоянно ходят пьяные, пристают к нашим девушкам, бьют наших
КСТАТИ | |
---|---|
Конфликты с китайцами не ограничиваются только их предпринимательской активностью на территории Сибири. Все чаще выходят на поверхность криминальные случаи. Иногда их интересы переплетены с бизнесом. Так, громкий медийный резонанс в 2011 году вызвал скандал вокруг попытки властей Алтайского края пригласить для осваивания простаивающей игорной зоны «Сибирская монета» подозреваемого в связях с традиционной китайской мафией (триадами) и коррупции миллиардера из Гонконга Альберта Енга. Впрочем, и не столь титулованный китайский криминал встречается повсеместно. Только за последние дни в Сибири отмечено два крупных криминальных эпизода с участием китайцев. В Хакасии намерены судить за торговлю людьми группу китайцев, пытавшихся вербовать женщин на отъезд в Китай для занятий проституцией, а в Иркутске объявили в международный розыск трех китайских мафиози-коммерсантов — их обвиняют в убийстве двух соотечественников, занимавшихся в Забайкалье скупкой нефрита. |
сыновей. Они так и говорят: скоро вас, бурят, тут не будет. Все люди против них», — утверждает представитель инициативной группы жителей Алена МАНЖИХАНОВА. В то же время на региональных форумах высказывания жителей региона разделились: многие из них в виновности китайцев в возникшем конфликте сомневаются.
В поселке прошло два схода. Жители высказали претензии по поводу заниженной стоимости приемки древесины. В ответ на это полиция начала проверку финансово-хозяйственной деятельности ООО ВСТК «Ангара» (его владелец — житель Иркутска). На время следствия у хозяина пилорамы изъята техника. На сходе жители села приняли решение о выселении китайских рабочих, однако правовые последствия его довольно туманны.
Китайские хроники
Конфликты с участием китайцев в последние недели прокатились по ряду сибирских регионов. Большой резонанс имела недавняя инициатива властей Красноярского края, запретивших работу китайских овощеводов, которых обвинили в преднамеренной порче земли.
«В этом году мы пошли на беспрецедентные меры и просто обнулили квоту на въезд китайских рабочих для овощеводства. Сейчас их осталось около 200 человек — это те, кому было выдано разрешение еще в прошлом году. В следующем году, когда закончится действие разрешений, они уедут», — заявил на пресс-конференции председатель комитета по делам села и агропромышленной политике краевого Заксобрания Валерий СЕРГИЕНКО. Он подчеркнул, что с 2013 года любое привлечение китайцев к выращиванию овощей будет считаться незаконным. По словам депутата, сейчас стоит задача реабилитации пострадавших земель.
В подтверждение этих слов руководитель Управления Рос-сельхознадзора по Красноярскому краю Александр АГАПОВ сообщил, что из 12 тысяч га обследованных в прошлом году земель почти половина признаны загрязненными, а более одной тысячи га имеют степень чрезвычайного загрязнения и непригодны для выращивания большинства видов овощей.
«Опасность сельскохозяйственной деятельности китайских рабочих в том, что в качестве удобрений они используют не известные нам и не сертифицированные в России химикаты», — резюмировал Агапов.