В прошлом году было подписано соглашение между главой «Росатома» Сергеем Кириенко и губернатором Томской области Сергеем Жвачкиным о строительстве в Северске АЭС, в составе которой будет работать реакторная установка «БРЕСТ-300». Правда, пока работы по её строительству ведутся лишь на бумаге и в мечтах местных чиновников.По словам мэра ЗАТО Григория Шамина, инвестиции в проект строительства завода составят около 50 миллиардов рублей. И это только начало.
Экономика под вопросом
«Строительство и запуск установки «БРЕСТ-300» должно быть завершено до 2020 года. Работы по возведению установки могут начаться в 2015 году», — заявил мэр Северска Шамин на встрече с журналистами.
Экономисты сомневаются, что эта электроэнергия в обозримой перспективе будет нужна местной промышленности.
«Такие объёмы электроэнергии будут востребованы, если только в Западной Сибири начнётся бурный экономический рост, начнёт расти производство, увеличиваться население. Однако реальных предпосылок для этого пока нет», — считает Анатолий Печенкин, новосибирский экономист, консультант фирмы, занимающейся энергоаудитом.
С ним согласен Алексей Торопов, директор «СибЭкоАгентства» и томского «Зелёного Креста». «Северская АЭС — это дополнительно 2300 МВт установленной мощности. Это при среднегодовом потреблении всей Томской области около 1000 МВт», — говорит он.
Однако, по оценкам специалистов «ЕвроСибЭнерго», к 2020 году в Сибири может возникнуть нехватка мощности в 4,5–7 гигаватт. Кроме того, АЭС не зависит от нехватки воды в засушливые годы, чем страдает та же Новосибирская ГЭС.
По словам чиновников администрации Томской области, сотрудничество с «Росатомом» может принести Томской области сотни миллиардов рублей. Только на первом этапе работы Северская АЭС сможет трудоустроить около тысячи человек, в основном местных жителей.
За и против
Представители «Росатома», в свою очередь, отмечают, что из всех известных на сегодня источников энергии, атомная — наиболее экологичная. Если представить угольную станцию такой же мощности, как планируемая Северская АЭС, то для неё надо будет ежедневно сжигать 420 вагонов угля, причём каждый пятый вагон пойдёт в отходы. За год при сжигании такого количества угля в мировую атмосферу попадает более 1 тысячи тонн урана.
Экологи напоминают, что до сих пор неясно, что будут делать наши внуки с доставшимся им от нас убийственным наследством в виде отработанного ядерного топлива.
«Помимо общенациональной свалки ядерных отходов в Железногорске (Красноярский край), есть ещё хранилища токсичных урановых хвостов и в Зеленогорске (Красноярский край), Северске (Томская область) и Ангарске (Иркутская область). Там, где есть или будут хранилища или могильники радиоактивных отходов, никогда не исчезнет опасность утечек радиации. Производить отходы промышленность научилась, а вот безопасно хранить — нет», — отмечает Владимир Сливяк, сопредседатель экологической группы «Экозащита!».
Однако перспективы экономического роста и благополучие территории, похоже, перевешивают потенциальные опасности в глазах жителей Томской области. По данным социологических опросов, с каждым годом все больше томичей выступают в поддержку строительства АЭС.