По данным ООН, разведанные запасы нефти в Арктике составляют 100 млрд тонн, газа — 50 трлн куб. м, неразведанных — ещё больше. В российском шельфе, как считают эксперты, 25% всех мировых арктических запасов углеводородов.
Осваивать, не нарушая экологии
По прогнозу Международного энергетического агентства, в ближайшие десятилетия потребление нефти и газа человечеством будет стремительно увеличиваться. У России хорошие перспективы, считает российский учёный, специалист в области геологии и геохимии нефти и газа Алексей Конторович, руководитель Кемеровского научного центра СО РАН.
Эльвира Новикова, АиФ-Новосибирск: Насколько нам хватит запасов углеводородов и газа?
Но когда в 60-е годы прошлого века советские учёные пришли в Арктику, не существовало технологий бурения вечной мерзлоты на суше. Благодаря усилиям науки, инженерии были созданы такие технологии. Они постоянно совершенствуются.
— Эксперты говорят об угрозе айсбергов буровым платформам. Столкновение с ними может вызвать утечку нефти. Транснациональная компания Shell отложила буровые работы на побережье Аляски, потому что опасается нарушить экологию. А мы готовы работать?
Тундра очень ранима. От того, насколько чисто проводятся работы, соблюдаются экологические требования, зависит жизнь редких животных: китов, белых медведей, тюленей, рыбы. Хотя российское отделение наук и Сибирское долгие годы ведут развитие по отдельным элементам технологий работ в Арктике, но бурение из-за крайне низких температур, долгих полярных ночей, ураганных ветров — задача невероятно сложная и до сих пор полностью не решена. В прошлом году в РФ была принята стратегия развития Арктической зоны, в которой тоже отмечается, что технологий пока недостаточно. Чтобы их создавать, нужно поставить перед учёными задачу, обеспечить финансирование. Так, по крайней мере, было в советское время — и решения всегда находили.
Почему Россия не Америка?
— Но многие говорят о том, что Россия всё больше становится сырьевым придатком Европы. У нас уже почти ничего не производят.
— К сожалению, российская экономика имеет сырьевую направленность. И многие уже называют наше богатство нефтью и газом сырьевым проклятьем России... Но с другой стороны, ни одну новейшую технологию не создашь без редких металлов, не будет нефти — не будет и энергетики. Но почему при таком богатстве Россия не Америка? Ответ прост: потому что мы нефть и газ добываем и продаём, а США старается переработать, они продают продукты с высокой добавленной стоимостью. Но не критиковать надо сырьевую отрасль, а совершать технологическую революцию, чтобы наращивать отечественную экономику на нефтедоллары, полученные от прибыли сырьевых отраслей. Но не в американские бумаги вкладывать, а в развитие отраслей экономики! Если бы в правительстве РФ это понимали и претворяли в жизнь, наша страна пошла бы вперёд семимильными шагами. И никто бы Россию не догнал!
Сегодня нефть и газ дают России около 60 процентов всех экспортных денежных поступлений, поэтому нам просто необходимо осваивать нефтегазовые месторождения Арктики.
Мнение эксперта
Валерий Верниковский, заведующий лабораторией НИИ геологии и геофизики СО РАН:
В Арктике ещё немало «белых» пятен, которые нужно исследовать. Но для этого нужно полуледокольное судно с вертолётом на борту. Экспедиции очень сложные и дорогостоящие, сегодня они финансируются крупные корпорациями. Однако для полномасштабных исследований нужна государственная программа и флот.
Мнение власти
Александр Ханчук, координатор программы фундаментальных исследований президиума РАН «Исследования в интересах развития Арктики»:
— Конкурс ФАНО прошло только 100 проектов, которые финансово поддержали, но многие остались не поддержаны. Условие: наличие проекта, научного задела, финансирование выделяется, чтобы его довести до уровня и предлагать компаниям. Конкурс показал, что имеется большой научный задел, много предложений есть и новых технологий, и оборудования. Многие проекты могут быть востребованы. Проблема — разобщенность. Нет координации научных исследований в Арктике. РАН и ФАНО РФ и НИИ нужно объединить усилия. Хотя бы сначала на информационный центр, чтобы было понятно, какие проблемы кто изучает.
Разработки не востребованы
Владимир Корольков, заместитель директора Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН:
— Сейчас много говорят о дефиците технологий, позволяющих работать в условиях Севера. Но сегодня нет желания государственных структур и госкорпораций тратить средства на внедрение отечественных научных разработок. Существует негласный принцип: продадим нефть, газ, и всё, что нужно, закупим за рубежом. Вот, например, разработка нашего института по заказу Минобороны: портативная автоматическая метеорологическая станция, которая заменяет стандартную, то есть громоздкую станцию. Есть модификация 13 видов, стоимость одной — 250 тысяч рублей. Экологический мониторинг для Арктики при нефтяных разработках — это национальная безопасность. Эти станции могли бы служить, но как с ними попасть в проект Арктики? Гидромет РФ, которому поручен проект, на нашу разработку не обращает внимания. Считаю: чтобы внедрять научные разработки, необходима федеральная программа и действующая цепочка: от НИИ до производства.