Тяжёлая ситуация сложилась в сфере оценки условий труда. Новый закон, который с 2014 года регулирует это направление, до сих пор не работает: не хватает нормативных актов. В результате — ни одна компания отрасли не может функционировать нормально. Почему так происходит? Рассказывает Сергей Крыгин, руководитель группы компаний «Сибпроф».
Неискренность по-министерски
Сергей Ягупов, АиФ-Новосибирск: — Новый закон — уже не первая попытка реформировать систему охраны труда?
Сергей Крыгин: — За последние пять лет правила работы в нашей сфере меняются уже в пятый раз. Одна из предыдущих перемен опустошила отрасль: из нескольких тысяч организаций осталось около 900. Последний шаг государства на этом поприще — закон «о Cпециальной оценке условий труда» (СОУТ), который вступил в силу с 1 января, но до сих пор не работает. По словам Сергея ВЕЛЬМЯЙКИНА, замминистра труда, этот документ разработали, потому что аттестация рабочих мест начала превращаться в профанацию. Вспоминается русская пословица «Ты меня хоть горшком назови, только в печь не ставь»: изменяются лишь названия механизмов, суть остаётся прежней. И, как нетрудно убедиться, закон о СОУТ эту проблему лишь усугубляет.
— Как именно эта проблема становится более сложной?
— В чём, по-вашему, причина происходящего?
— В отношении власти к человеку и к бизнесу. Как только человек, как величайшая ценность, власть перестал интересовать, исчезла и профилактика несчастных случаев на производстве. И дальнейшие события в этой сфере, включая принятие закона о СОУТ, тоже из этой серии. Власть пренебрегает ценностью человека, и охрана труда приходит в стагнацию. Ещё одна причина происходящего в безответственном законотворчестве. Закон о СОУТ разработали 40 неизвестных, неназванных экспертов. По сути, этот закон — старая, ещё советская база знаний и нормативов, которую урезали. В законе есть и много нелогичного. Остаётся констатировать: его разрабатывали на скорую руку.
Удар по труду
— Какова сегодняшняя ситуация в отрасли?
— Как же вышло, что целую сферу поставили под удар?
— В отрасли есть несколько крупных предприятий. Мои коллеги считают, что этот закон могли пролоббировать именно они. Документ принимали без оглядки на большую часть отрасли — поэтому насущные потребности института охраны труда в нём не учтены.И закон сформулирован так, чтобы выжить малый бизнес из отрасли.
Например, чтобы заниматься СОУТ, предприятие должно иметь в штате пять дипломированных и аттестованных государством экспертов по разным направлениям. И платить им зарплату, даже если работы для них по роду деятельности компании нет.
Например, врач по гигиене труда должен быть во всех организациях, даже тех, кто с этим направлением не связан. То есть по новому закону специалистам будут платить просто за присутствие в организации. Практической пользы у этого нововведения никакой, но для небольших организаций — это смерти подобно.
Качество закона
— Усложнит ли закон другие привычные вам процедуры?
— Как бы вы оценили качество законотворчества?
— Оно вызывает немало вопросов. Например, ещё один дефект — в новой методике оценки рабочих условий. Сегодня смета зависит от того, сколько рабочих мест с вредными и опасными условиями есть на предприятии. То есть возникают условия, когда компания, проводящая оценку, экономически заинтересована признать вредными и опасными как можно больше рабочих мест заказчика. Созданы условия для коррупции. Также непонятен смысл бумажной волокиты, которую возлагают на предпринимателей: подробную информацию о каждом оценённом рабочем месте нужно высылать в Москву. А ведь это функция госорганов.
— Каково настроение у ваших коллег?
— С каждым днём они видят в этой работе всё меньше смысла. Сегодня в стране нет рабочего закона, и это беда. Но и когда он начнёт работать, легче не станет — в методиках и нормативных актах нет никакого намёка на конструктивный подход. Я считаю, что на этом этапе отрасль нежизнеспособна.
Группа компаний «Сибпроф»
Г. Новосибирск, улица Ватутина, 20/1
8(383)361-42-45, nilarmfaktor@mail.ru
На правах рекламы