Охрана труда затрагивает жизнь всего работоспособного населения страны. А с 1 января эту отрасль регулирует новый Федеральный закон: «О специальной оценке условий труда». Что изменилось в этой сфере в связи с новым законом, рассказывает Сергей Крыгин, руководитель группы компаний «СибПроф».
Закон без колёс
— Как бы вы оценили новый закон?
— Хотя появление этого закона — важное событие в жизни страны, сегодня охрана труда частично парализована. Закон изменил правила игры и внёс множество поправок в другие законы и кодексы. Но методики, которые описывают действие закона и поправки, весь январь пролежали в Министерстве труда в качестве проекта. Их утвердили лишь недавно. То есть целый месяц никто не знал, как работать с новым законом. Значит, работа Госдумы и правительства была сделана лишь наполовину. Отрасль потеряла старые правила и целый месяц не получала новых. Теперь методики утверждены, но отрасли требуется время, чтобы их понять и освоить. Из-за несвоевременного утверждения методик сфера охраны труда потеряла больше месяца рабочего времени. И, к сожалению, такой несерьёзный подход к делу характерен не только для Госдумы. Многие важные общественные институты в России сегодня занимаются бесполезным, а порой и вредным трудом.
— Какие конкретно?
— Например, высшее и профессиональное образование. По своим оторванным от реальности программам эти заведения выпускают работников, которые не могут ответить на самые простые вопросы по профессии. Но зато знают, какую зарплату нужно просить. У вузов нет гарантий, что выпускник найдёт работу по специальности. Неизвестно даже, нужны ли кому-то эти кадры. Заводы простаивают: большая часть выпускников пойдёт в торговлю. 2,5 тыс. лет назад в Древней Греции происходило похожее явление. Греки считали: гражданин должен заниматься философией и управлять государством. Труд стал непопулярен. Даже занятия искусством считали физическим трудом. А труд — несвободой. То есть быть художником никто не хотел. И Россия пришла к тому же: неправильно понятое право на свободу превратили в право на безответственность и праздность.
Без воспитания — никуда
— А есть ли способ противостоять этому?
— Помочь могла бы национальная идея. Когда известные люди говорят: «Национальная идея России — это патриотизм», мне остаётся лишь невесело улыбаться. Эта красивая идея существует только на словах. Российская элита устремлена за рубеж: хранит там деньги, покупает жильё, обучает детей. Как тут не вспомнить басню Крылова «Пчела и мухи»?
«Кто с пользою отечеству трудится,/Тот с ним легко не разлучится;/А кто полезным быть способности лишен,/Чужая сторона тому всегда приятна:/Не бывши гражданин, там мене презрен он,/И никому его там праздность не досадна.»
А чтобы «патриотизм» действительно стал национальной идеей, нужно описать его простыми и ёмкими тезисами: «Патриотизм — уважение к старшим, к семье, к своей работе, к стране и её народу». Нужны конкретные действия: патриотизм надо вводить как национальную идею — на всех уровнях воспитания, начиная с детского сада. Но судя по тому, как сегодня относятся к работе молодые профессионалы, до господства идеи патриотизма нам ещё далеко.
— А что не так с их отношением к работе?
— Мне довелось поработать с одной молодой компанией, которая обслуживает компьютеры и оргтехнику. За 6 тыс. рублей в месяц представитель компании обещал каждую неделю появляться в нашем офисе и обслуживать компьютеры, принтеры и мини-АТС. Компания не только не выполнила множество своих обещаний, в итоге они даже перестали присылать человека для обслуживания нашего оборудования. При этом ежемесячную плату ребята всё равно продолжили просить и получать. А люди немного постарше — даже 40-летние — ведут себя иначе. Они с желанием работают и намного скромнее в запросах.
Группа компаний «Сибпроф»
Г. Новосибирск, улица Ватутина, 20/1
8(383)361-42-45, nilarmfaktor@mail.ru
На правах рекламы