aif.ru counter
106

Новый подход. В каких переменах нуждается система образования

Близится новый учебный год, и после каникул тема образования в регионе вновь набирает обороты. Как по-настоящему заинтересовать детей в школьных занятиях и сделать так, чтобы вынесенные оттуда знания можно было бы успешно применять на практике? Какие компетенции лучше развивать в молодежи? Кто и каким образом должен помогать ребенку определяться со специальностью? Эти и другие вопросы мы задали федеральному эксперту в сфере образования Артему Соловейчику. 

– Артём Симонович, всем с юности знакома фраза «Забудьте всё, чему вас учили в школе/университете». Как сделать образование не просто делом для «галочки», а действительно полезным жизненным этапом?

– В нашей стране очень современный закон «Об образовании», дающий широкие полномочия всем участникам учебного процесса. Но зачастую не все они реализуются из-за того, что большинство учителей не свободны в выборе способа преподавания или попросту не знакомы с доступными им возможностями. Педагоги настолько загружены отчётной документацией, что у них не остаётся сил и времени экспериментировать, находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Им нужно больше «воздуха» – та самая вариативность в реализации современных подходов, которые обеспечивают персонализированный трек обучения. Когда образование будет «настроено» под запросы и способности каждого ученика, в процессе обучения у него не будет ощущения, что всё это – лишь ради успешной сдачи ЕГЭ. Школьник научится чувствовать каждый момент и будет в нём искренне заинтересован. Это очень важное состояние, меняющее индекс счастья. Когда он высокий, все упражнения становятся понятнее, легче, реализуются глубже и потом находят реальное применение в жизни и профессиональной деятельности.

Что касается высшего образования, то, на мой взгляд, большинство студентов выпускаются, не нюхав пороху. Не хватает практики! К примеру, будущие учителя за 4–5 лет обучения в вузе могут наработать большую практику работы в школе, встречаясь с детьми в действительности, а не в рамках нескольких показательных занятий. Выпускники вузов учатся всему заново не потому, что у них нет знаний. Знания есть, но без опыта их применения невозможно полноценно прочувствовать профессию и себя в ней.

Может ли школа по максимуму развивать способности ребёнка, помогать ему найти себя?  

Практика показывает: чтобы система образования исправно функционировала, ей нужно разнообразие, в том числе – в плане форм школы. Это связано опять же с персонализированным подходом. У каждого ребёнка свои способности, желания, потребности, которые нужно развить и удовлетворить. Государство не может в одиночку справиться с этой задачей и мгновенно среагировать на запросы. Поэтому ему необходима помощь частных школ, чьё присутствие позволяет создать вариативность. А когда она есть, человек быстрее учится делать осознанный самостоятельный выбор.


Для развитой системы образования нормой считается 10–15% таких учебных заведений. В Новосибирской области более 1000 школ, и лишь 17 из них – частные (в идеале должно быть не меньше ста). Как видим, это очень мало!


– Многие эксперты неустанно говорят о необходимости полного перехода к профильному образованию в России. Это тоже вариативность. Но, на ваш взгляд, насколько она оправданна?

– С одной стороны, человек выпускается из школы уже с профессиональным выбором, это плюс, но с другой – он рискует оказаться «заложником» нелюбимого дела на всю жизнь. Ведь не каждый находит смелость и силы на 1–2 курсе признаться себе в допущенной ранее ошибке и изменить своё решение. Поэтому, на мой взгляд, выбор ребёнка не должен ограничиваться существующими в школе профилями. Он захотел заниматься, допустим, экономикой, но её в программе нет? Не вопрос – школа должна дать ему такую возможность, при этом не обязывая других детей изучать тот же предмет. Только имея широкий выбор и инструментарий для его реализации, ученик сможет попробовать себя в той или иной деятельности и по-настоящему понять, его ли этот путь.

Досье

Артем Симонович Соловейчик. 

Дата рождения: 8 апреля 1960 года.

Организатор российского педагогического движения «Школа – наше дело».

Член Центрального совета партии «Новые люди».

Руководитель и главный редактор ИД «1 сентября».

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах