Вырастет ли средний проходной балл и хватит ли общежитий иногородним студентам, рассказывают ведущие сотрудники сферы образования.
О баллах
«Я специально сдавала как можно больше предметов по выбору, – делится выпускница Алёна Герасимова. – Родители сказали, что так мои шансы поступить сильно возрастут. Я хочу выучиться на психолога или политолога, но если не преодолею проходной балл, придётся отказаться от своих желаний и остановиться на другой специальности – куда смогу пройти на бюджет».
Опасения абитуриентов не беспочвенны: в этом году ожидается повышение среднего проходного балла в регионе.
«Такая тенденция наметилась ещё два года назад, – говорят в министерстве образования Новосибирской области. –Тогда наши вузы констатировали рост среднего порогового балла: НГУ – на пять баллов, НГУАДИ (Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств) и СГУГиТ (Сибирский университет геосистем и технологий) – на один. Однако даже незначительное повышение ощутимо для выпускников. В этом году тенденция продолжится: вузам нужны студенты с хорошим запасом знаний».
О новостях
После окончания ЕГЭ многие выпускники вздохнули с облегчением: самое сложное позади. Однако абитуриентам некоторых направлений подготовки предстоит ещё одно серьёзное испытание – сдача специального экзамена. В этом году университеты не стали экспериментировать в этом поле. Дополнительные испытания в большинстве своём остались такими же, как в прошлом году. Однако есть исключение: поступающим в НГУАДИ теперь придётся сдавать черчение вместо привычного конкурсного направления «архитектурная композиция».
Ещё среди новинок стартовавшей приёмной кампании – специальности. Так, к примеру, Новосибирский государственный технический университет теперь будет обучать будущих бакалавров по трём новым профилям: автоматизации технологических процессов и производств в горной промышленности, эксплуатации карьерного транспорта и оборудования и электроснабжению горных предприятий. Новосибирский государственный университет тоже подготовил новые программы, только – для магистров. Среди них – моделирование нефтегазовых систем, ядерная медицина, квантовые информационные технологии, IT-геофизика, нефтяной инжиниринг и математическое моделирование.
По словам сотрудников минобразования НСО, так вузы реагируют на запросы регионального рынка труда и конкретных работодателей. Большинство введённых с этого года профилей образования – контрактные: крупная компания оплачивает обучение студента в университете, который,
в свою очередь, подготавливает для неё специалиста с большим набором компетенций. И все – в выигрыше.
Также новосибирские вузы предлагают больше 500 профилей подготовки. Выпускникам, ещё не определившимся с местом учёбы, можно обратить внимание на трендовые специальности, которым отдают предпочтение большинство абитуриентов. Это вычислительная техника и IT-технологии, инженерные специальности (авиастроение, машиностроение, радиоэлектронная техника), востоковедение и африканистика, юриспруденция, медицинские специальности (лечебное дело, стоматология, фармация, клиническая психология), дизайн (дизайн архитектурной среды и градостроительство).
Другой тренд этой вступительной кампании – повышение конкурентоспособности будущих выпускников. Есть вузы, которые предлагают студентам обучаться не по одной, а сразу по нескольким специальностям. Так, например, Новосибирский государственный педагогический университет готовит будущих преподавателей по сдвоенным профилям – география и иностранный язык. Также в некоторых университетах студенты могут осваивать программу основного высшего образования параллельно с программой дополнительного (в форме профессиональной переподготовки), даже если эти специальности – из абсолютно разных сфер. Это хороший способ увеличить свои шансы на получение перспективной работы.
Осознанный выбор
Психолог Олеся Волкова:
– Есть несколько полезных приёмов, которые помогают прислушаться к себе и выбрать ту самую профессию.
Правило соответствия. Здесь надо постараться совместить три составляющих – «хочу», «могу» и «надо». «Хочу» – это стремление личности, её желания, склонности и интересы. «Могу» – это возможности, которые включают характер, темперамент, способности, уровень знаний, состояние здоровья. «Надо» учитывать социально-экономические факторы, состояние рынка труда, потребности рынка в специалистах определённых профессий. Если удастся совместить эти три параметра, то профессиональный выбор будет удачным.
Правило постоянного развития. Абитуриенту стоит непрерывно воспитывать в себе такие положительные качества, как честность, самостоятельность, добросовестность, инициативность, трудолюбие, настойчивость, выдержка и смелость. Все они необходимы для успеха в любой профессии.
Правило осознанности. Выпускник должен ответить себе на несколько вопросов: 1) кто он и что он из себя представляет (надо знать себя, свои личностные качества, склонности, способности, дарования); 2) что он хочет. Осознав свои идеалы, ценностные ориентиры, стремления, цели и жизненные планы, человек легче и быстрее сможет представить себя частью, представителем определённой профессии;
3) какие требования предъявляет будущая профессия и что от него будет ожидать трудовой коллектив.
Повышать качество
Председатель Совета ректоров вузов НСО Николай Пустовой:
– Так как набор в этом году увеличился на 30%, я полагаю, абитуриентам будет проще поступить в вузы. Однако каждый новосибирский университет сейчас находится в двойственном положении: с одной стороны, надо набирать первокурсников (которых в этом году много), с другой – нельзя сильно снижать проходной балл. Дело в том, что качество подготовки студентов – один из показателей отчётности вузов. Если учебное заведение будет принимать ребят с максимально низкими результатами ЕГЭ, его престиж пострадает.
Отмечу, что улучшение качества образования – задача не только вузов, но и школ. Мы порой сталкиваемся с неподготовленностью молодых людей к получению высшего образования: ребят попросту расслабляют непривычные условия (отсутствие домашних заданий, двоек, родительских собраний). Выпускники гимназий и лицеев, где учителя пытаются создать приближённые к вузовским условия, легче входят в университет, схватывают его правила и предметы. Это показывают тестирования по математике и физике, которые мы проводим на первом курсе.
Добро пожаловать
Заместитель министра образования Новосибирской области Мария Жафярова:
– Новосибирская область участвует в национальном проекте «Экспорт образования», который предполагает увеличение числа иногородних и иностранных студентов вдвое. Сейчас в местных вузах числятся около 8000 приезжих – почти 80% от всех наших студентов. Это свидетельствует о внутренних преимуществах и уникальности системы высшего образования Новосибирской области.
К 2024 году количество иногородних студентов должно вырасти до 15 600 человек, и мы обязаны обеспечить им проживание. Студенческих общежитий мало, но эту проблему мы намерены решить, построив межвузовский студенческий кампус. Министерство образования Новосибирской области совместно с региональным союзом ректоров вузов уже ведёт работу над этим проектом в рамках программы «Академгородок 2.0». Без решения проблемы с размещением иностранных и иногородних студентов мы попросту не сможем выполнить задачи, поставленные федеральным проектом «Экспорт образования».
Без экзаменов
Сейчас абитуриентам можно поступить в некоторые высшие учебные заведения, не сдавая обязательные экзамены. Такая льгота распространяется, например, на абитуриентов – победителей всероссийской олимпиады. Чтобы ею воспользоваться, поступающему необходимо предоставить в учебное заведение подтверждение в виде диплома. Если набор абитуриентов проводит университет, имеющий спортивную специализацию, то льготами на зачисление будут обладать чемпионы или призёры Олимпийских игр.