Обрушилась крыша
Часть крыши деревянного двухэтажного барака по улице Журинская, 47 обрушилась. Что неудивительно, ведь построен он в 1900 году. Случилось это ночью. «Мы проснулись от грохота, -- вспоминает Евгения Петрова (кВ № 9), -- сначала ничего не поняли. А потом сильно испугались, потому что не могли открыть входную дверь. Ее завалило -- в соседней квартире обрушилась крыша».
И сегодня эта картина не для слабонервных – комната на четверть завалена кусками крыши, сверху – деревянная балка. Из мусора торчит оторвавшийся электропровод. Он под напряжением.
Хозяйке квартиры № 10, где рухнула крыша, Валентине Киселевой сильно повезло – она в это время ночевала у своей матери, которая заболела. Это и спасло ей жизнь. «Буквально на следующий день, -- говорят жильцы, -- мы вызывали специалистов ЖЭУ и Мэрии. Они пришли, посмотрели и ушли. А мусор-то давит на потолок квартиры первого этажа. В любой момент все может рухнуть. В той квартире женщина одинокая жила, она спать боялась. Не так давно умерла от сердечного приступа».
Этот деревянный двухэтажный барак был построен в 1900 году. В это трудно поверить, но здесь до сих пор печное отопление, нет водопровода, удобства – на улице. Пользоваться туалетом, который балансирует на двух трубах над выгребной ямой – рисковать жизнью. Летом от него на всю округу жуткая вонь. За водой жильцы этого барака вынуждены ходить на колонку за 800 метров. Такое сооружение находится в 5 минутах от Центрального парка.
Большая часть жильцов 28-квартирного барака здесь не живут. Они вынуждены снимать квартиры. Одна из них -- Людмила Бондаренко (прописана в кВ № 24) рассказывает: «Жила здесь с рождения, мне уже 48 лет. А съехали в 1984 году, когда в квартире обрушился потолок, и я получила травму головы. С тех пор находиться здесь боюсь. Снимаем квартиру, платим ежемесячно по 12 тысяч рублей. Дорого для нас, а что делать? Куда мы только не обращались – чиновники уже почти 20 лет ежегодно обещают снести, только почему-то это не происходит».
Заложники трущоб
Сейчас в полуразрушенном доме с риском для жизни живут 5 семей – у них совсем нет денег, чтобы платить за съемное жилье.
«Я очень боюсь за дочку, – признается Светлана Малахова (кВ №14), -- ночью сплю и прислушиваюсь. Вот стоят пакеты с одеждой и документами на случай если дом рушиться начнет. Кристине сейчас 1 год 10 месяцев, место в садике нам пообещали через год, не раньше. Пока ее папа один работает, экономим буквально на всем».
Светлана в одиночку борется с бытом. Бывает, что по 3 раза в день ходит за водой. Нужно ребенка искупать, одежду постирать, приготовить обед.
Женщины здесь живут отчаянные – от короткого замыкания на лестничной площадке загорелся электропровод. «Хорошо, -- говорит Евгения Петрова, -- что рядом была земля под рассаду -- ею затушила. Летом и осенью во время дождя дырявая крыша течет – ставим тазики».
При этом жильцы платят за ремонт (даже старожилы не могут вспомнить когда здесь хоть что-то ремонтировали), за вывоз ТБО, за содержание дома и холодную воду, которой и в помине нет. Получается, что с каждой комнаты платят около 1.5 тыс. рублей непонятно за что.
Обещанного 30 лет ждут
По словам жильцов. Они много раз уже обращались к чиновникам Центрального района, мэрии, к полномочному представителю Президента по СФО, к депутатам «Единой России» со своей проблемой. Но ничего не меняется. Евгения Петрова показывает письма от чиновников. Вот ответ департамента энергетики ЖКХ города (от 21.05 2010 года) в котором признается, что «кровля имеет разрывы, в комнате №10 потолочные перекрытия обрушены, в комнате №13 обрушение до ком №3. .. Наблюдаются признаки деформации износа деревянных несущих конструкций. .. Главе Центрального района Новосибирска Захаровой В.Ю. предложено готовить документы на признание дома непригодным к проживанию, аварийными».
Спустя полтора года. 28 сентября 2011 года Валентина Киселева получила письмо от министра строительства и ЖКХ Новосибирской области Дениса Вершинина, в котором сообщается, что барак по этому адресу «в реестре аварийного фонда не значится».
Как рассказали жители, мэрские чиновники предлагали жителям собрать 120 тысяч рублей для того, чтобы жилищная комиссия обследовала здание и признала его аварийным.
В том же письме министр Вершинин объясняет Валентине Матвеевне: «Жилое помещение предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, предоставляется в порядке очередности. Граждане, проживающие в помещении, которое признано непригодными для проживания и ремонту не подлежат, имеют право не внеочередное предоставление жилья. Но вы в администрацию Центрального района не обращались по постановке на учет».
Валентина Киселева разводит руками: «Комнату в этом бараке я получила от фабрики «Соревнование», более 30 лет назад. Там и на очереди стояла на улучшение жилищных условий. Только фабрика обанкротилась. Это что же получается: что снести этот барак и расселить людей нельзя? Нам под руинами всем умереть нужно?»
Задать этот и другие вопросы мы хотели чиновникам, которые обещали жильцам дома подойти. Но не пришли. Что касается загадочной суммы 120 тыс. рублей, которая необходима для признания дома аварийным, депутат совета депутатов города Новосибирска Иван Митряшин пояснил по телефону: «Финансирование комиссии по технической инвентаризации жилых зданий раньше велось из федерального бюджета. Была такая госпрограмма. Сейчас собственники жилья должны сами профинансировать обследование своего жилища соответствующей комиссией».
Языком цифр:
Между тем, на сайте Правительства НСО (от 27.12.2011) министр строительства и ЖКХ НСО Денис Вершинин сообщает, по программе переселения из ветхого жилья в уходящем году было вложено в общей сложности 770 млн. рублей, из которых более 400 млн. рублей – средства Федерального фонда. В 2012 году регион получит из федерального бюджета 542 млн рублей. Из них 360 млн рублей будет направлено на капремонт многоквартирных домов и 182 млн рублей – на программу переселения.
Всего, с учетом софинансирования из бюджетов всех уровней и собственников в эти два направления будет вложено около 1 млрд рублей. Теперь задача областного Правительства -- сформировать региональные адресные программы капремонта и переселения.
Попадет ли барак по адресу Журинская, 47 в программу переселения? Или чиновники снова про него забудут? Редакция будет следить за развитием событий.