Надежда Михайлова, жительница Новосибирска, возмущается: «Я не понимаю, почему люди бессовестно выбрасывают окурки со своих балконов прямо на детские площадки и клумбы! Пластиковые бутылки вообще стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Мне очень стыдно за свой город. А многие места отдыха в пригороде превратили в свалки! Неужели так сложно забрать с собой мусор? Молодёжь проводит акции весной и осенью по уборке Заельцовского бора, берегов Оби. Но свалок меньше не становится».
Вопрос утилизации, переработки мусора — это вопрос не только экологии, но и культуры народа. Считается, что во многом развитость системы переработки за рубежом объясняется высоким самосознанием граждан, более строгими экологическими законами и суровыми наказаниями за загрязнение окружающей среды. Также важный фактор — размер территории. Многим странам просто некуда складировать мусор. В этом плане широкие просторы России — это только минус: есть где раскинуться свалкам. Так уж исторически сложилось, что ни в одной другой стране просто нет столько свободного места. Россия — территориально благоприятная среда для свалок. Но зачем превращать Родину в помойку?!
«Одна из главных проблем состоит в том, что в России отсутствуют механизмы регулирования рынка сбора и переработки ТБО, — рассказывает Алексей Семеновский, участник экологического проекта «EcoTrip». — Существует мнение, что в благополучных Европе или Америке система утилизации и переработки эффективно действует. Это не везде так. Но там, по крайней мере, есть действенная система контроля».
А у нас никак не могут отловить тех, кто целыми грузовиками привозит и сваливает мусор прямо в поле, рядом с дорогами. Нужно, чтобы каждый знал, по какому телефону можно сообщить номер такой машины. Чтобы и водитель, и руководитель фирмы заплатили такой штраф, что мало не показалось!
Между тем в Новосибирской области уже существуют порядка 97 перерабатывающих предприятий. Но почему-то работают они далеко не на полную мощность.
Бизнес на мусоре
Городская свалка в её сегодняшнем виде не приносит доходов, только требует затрат. Например, на работу техники, которая утрамбовывает бытовые отходы. Между тем мусор во многих странах — хороший источник дохода. В развитых странах более половины отходов поступает во вторичную переработку. Например, в Германии компании, перерабатывающие мусор, зарабатывают на этом около 100 млрд евро в год.
То, что сбор мусора — это не благотворительность, а бизнес, подтверждает опыт многих крупных российских фирм. К примеру, в пивоваренной компании «Балтика» большое внимание отводится экологической составляющей. Ольга Егорова, представитель этой компании, рассказывает:
«На нашем производстве много так называемых неликвидов — отходов пивной дробины. Предприятие вместо того, чтобы вывозить её на свалку, продаёт сельскохозяйственникам, которые делают из неё корма для животных. Этот же продукт добавляется в удобрения. В результате и нашей компании хорошо, потому что есть небольшой доход, и сельскому хозяйству, потому что есть корма и удобрения, и природе, потому что дробина не пошла в отвал.
В фирме организован раздельный сбор мусора. Это обязательное требование ко всем сотрудникам. До 20% мы используем стеклянные бутылки повторно. Мы стремимся повысить этот показатель, хотелось бы до уровня датского «Карлсберга» — там возвращается 100% бутылок».
В советское время в нашей стране возвращалось на предприятия до 98% бутылок. В семьях копили пустые стеклянные бутылки в кладовках или на балконе, а потом детвора сдавала их, получая карманные деньги, на которые можно сходить в кино.
Сегодня система переработки отходов, будь то лампы, бутылки, термометры, оставляет в стране желать лучшего. Буквально в этом году появился первый в России завод по утилизации и переработке батареек. Из них получают цинк, который используется практически в любых очищающих косметических средствах, сульфат цинка необходим как пищевая добавка, а соли этого элемента применяются при оцинковке чёрных металлов. Эти элементы можно использовать вторично, и это ещё один плюс.
В Новосибирской области такого завода нет. Поэтому опасные для природы батарейки, как правило, народ просто выкидывает. Оказываются на свалке старые телевизоры, компьютеры, холодильники. Между тем в них тоже есть токсичные вещества. Хорошо, что периодически крупные торговые сети проводят акции «обмена» старой бытовой техники на новую.
По оценке Международной финансовой корпорации (IFC), уровень переработки отходов в России можно увеличить с нынешних 7% хотя бы до 40%. Однако это потребует инвестиций в объеме 43 миллиардов евро. Будет ли развиваться рынок вторсырья — зависит не только от государственных дотаций и частных инициатив, но и от каждого из нас. Какую землю ты оставишь своему ребёнку — зелёную, с цветами и птицами или загаженную, мёртвую?
Вместо пакетов нужна экологичная упаковка
Олег Шестаков, депутат городского совета Новосибирска:
«Пластиковые пакеты у нас всего 20 лет, но из-за них мы уже задыхаемся. 4 трлн пакетов в год используется в мире! В окружающей среде они сохраняются длительное время и долго не разлагаются. То, что они выделяют в почву, мы видим весной после схода снега. Как утверждают специалисты, своим негативным воздействием они убивают 1 млн птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимые косяки рыб! Когда мы пытаемся посадить деревья с нашими детьми, выкапываем одни пакеты и видим, что на этом месте даже трава не растет. Если мы находим там батарейку, то в этом окислении много десятков лет не будет расти ничего живого, и даже червяки там не проползут. Сколько денег в нашей стране тратится на компенсацию вреда всех биологических бед, сколько мы тратим на нефть, на химию! А сколько тратили, когда мы работали с вторсырьем? Ведь можно всё исправить. Дети могли бы собирать макулатуру. Опять же у нас рабочих мест было бы намного больше, потому что сейчас мы закупаем полиэтиленовые пакеты в основном из Китая, хотя могли бы производить свои экологически чистые бумажные.
Может быть, кто-то из наших соотечественников разработает интересную авоську, как сделали Дольче и Габбана в Америке? Она очень дорогая, но обеспеченные люди ее покупают — и показывают, что им небезразлична планета».
Комментарий власти
Андрей Даниленко, заместитель руководителя департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды НСО:
«В соответствии с федеральными законами «Об отходах производства и потребления» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организацией сбора и вывоза мусора занимаются муниципалитеты. В регионе сейчас действуют сразу две программы, направленные на улучшение экологической обстановки. Ежегодно на средства областного бюджета проводятся расчистка русел рек и ликвидация несанкционированных свалок в пригороде и сельской местности. Проводятся и экологические акции. Например, ОАО «РусГидро» в рамках благотворительной программы «Парус надежды» в прошлом году собрало и вывезло с берега Обского водохранилища 15 тонн мусора. Но чисто там, где не мусорят. Поэтому новосибирцам нужно самим помнить об этом и не оставлять мусор в лесу и на берегах рек.
Сейчас в Новосибирской области действуют порядка 10 предприятий по переработке шин, технического масла, уничтожению биологических, ртутьсодержащих отходов, гальваники, бытовой техники. Но загружены эти предприятия в среднем на 60% от проектной мощности. Причина в том, что не хватает сырья. Например, в любом гаражном кооперативе валяется множество шин. Сдавать их на утилизацию бесплатно не хотят. Но разве деньги в жизни важнее всего?»
Мнение против
Дарья Черкасова, житель Новосибирска, участник движения «Мусора.Больше.Нет»:
«Я выросла в Сан-Франциско (США), и там нас с начальной школы водили на экскурсии на мусороперерабатывающие заводы. Было нормой то, что и в школе, и в домах, и на улице — везде стоят контейнеры для раздельного сбора мусора. И мы все знали, что он уходит не просто «в никуда», а перерабатывается и используется вновь. И что мы тем самым помогаем планете. Очень бы хотелось верить, что со временем Новосибирск придёт к массовому раздельному сбору, но это решится, наверное, когда будут построены современные мусороперерабатывающие заводы».
Мнение за
Роман Быков, начальник отдела общественного экологического контроля Молодёжного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области:
«Проблемы есть в организации централизованного вывоза мусора. Многие компании либо не знают, как нужно утилизировать отходы, либо сознательно не хотят делать это правильно. Если наладить контроль над вывозом мусора — всё получится. Есть механизмы и рычаги для этого, но проблема в том, что люди охотнее сэкономят деньги и неправильно проведут утилизацию. Структура сбора и переработки в регионе плохо развита. Есть отдельные проекты, но в одиночку они не могут исправить ситуацию».
Мнение эксперта
Юрий Прахт, директор перерабатывающего предприятия «Тайгер-С»:
«Нам доставляют на переработку сырьё из Новосибирска, Омска, Томска, Кемерово и других городов. Поставщики привозят стеклянные бутылки, мы их сортируем по цветам, моем. Стеклобой тоже принимаем. Он идёт на переплавку. Также мы спрессовываем мешки, газеты, картон, жестяные банки — всё, что невозможно переработать, идёт на утилизацию. Но загрузка производства только на 50%. Думаю, что будем увеличивать мощности. Наше предприятие установило 8 контейнеров для раздельного сбора мусора в Новосибирске, в частности, под стеклянные бутылки. В результате мы перебрали эти наполненные баки, и из всей массы в них оказалось 300 кг мусора! О чём это говорит? Только о несознательности граждан. Мы заказали ещё 200 контейнеров. Ведь за последние годы раза в два увеличился приём тары! Наверное, люди стали больше пить».