Пост до Рождества
Собор Рождества пресвятой Богородицы стоит в частном секторе, вокруг тишина, от которой и самим хочется разговаривать шёпотом. А приходские кованые ворота открыты настежь, словно приветствуют каждого пришедшего в храм. Нам навстречу выходит мужчина. С виду сразу и не скажешь, что это церковный служитель: одет по-простому в джинсы и пуховик. Но его статус выдаёт густая борода и размеренная ровная речь, которая присуща зачастую только священникам. Александр ЕМЕЛЬЯНОВ, уставщик, согласился рассказать о том, как встречают здесь этот святой праздник. Дело в том, что старообрядческая церковь сохранила все традиции богослужения даже после реформ патриарха Никона в 17 веке, когда и произошёл церковный раскол. Новообрядческая церковь тогда очень многое переняла от греческого патриархата, в то время как русские старообрядцы остались верны своим традициям. Новый год здесь отмечают по церковному календарю 14 сентября (по старому стилю 1 сентября), что означает начало сбора урожая, подведение итогов уходящего года и начало нового летоисчисления; после богослужения священники произносят специальные молитвы на новолетие.
Новый год 31 декабря старообрядцы за праздничным столом с вином не отмечают. В этот день совершается ночная служба — 1 января церковь отмечает память святого мученика Внифантия, который пострадал в Риме за своё христианское исповедание.
«Издревле летоисчисление шло от Адама, по которому нынешний год — 7523. Обычай отсчитывать время от Рождества Христова ввёл уже Пётр I. И с тех пор Рождество считают неким подобием Нового года. Но для нас этот праздник в первую очередь именно Рождество Спасителя, с которым заканчивается рождественский пост и начинаются семейные застолья, в это время мы начинаем вкушать скоромную пищу. Но если кто-то решит отметить в этот день наступление нового года, то ничего плохого в этом нет», — объяснил Александр Емельянов.
Одно из главных отличий в форме служения старообрядческой церкви от новообрядческой — пение. Старообрядцы сохранили древний вид пения, практически не изменив его, то есть это одноголосие, знаменный распев, монодия. В уставном порядке службы очень похожи.
На двух крыльях
В старообрядческой церкви посту уделяют большое внимание. Уже с малых лет дети приучаются к тому, что во время поста от скоромной пищи воздерживаются всей семьей. Но в последнее время обычные люди, чтобы «увильнуть» от поста, объясняют бессмысленность воздержания тем, что человек становится голодным и злым, а это ещё больший грех. Но Александр Емельянов считает, что пост необходим: «Есть невидимый мир — духовный, в котором есть и ангелы, и демоны. Ангелы охраняют людей, помогают и настраивают на добрые дела, но есть искусители-демоны, которые подталкивают нас на всё плохое зачастую через плоть. Поэтому когда мы постимся, то в первую очередь боремся с искушением и дурными мыслями, которые посылаются нам бесами. Этому трудно противостоять, но нужно помнить слова Спасителя, что у человека два крыла — пост и молитва. А на одном крыле не полетишь, поэтому пост необходимо подкреплять молитвами, так же, как и молитва будет неполноценной без воздержания от скоромной пищи. А если объединить всё вместе, то начинаешь смотреть равнодушно на все вкусности и мясные деликатесы».
Старообрядцы всеми силами пытаются сохранить то, что утеряно современным обществом. Они продолжают жить по старым русским традициям, гармонично вписывая их в стремительно меняющиеся условия жизни 21 века.
«С одной стороны, мы все живём в обществе: где-то работаем, учимся, — продолжает служитель церкви. — Но когда светские интересы пересекаются с духовными ценностями и нужно сделать выбор, наши люди всегда откажутся от мирских увлечений. Например, в пост перед Рождеством воздержатся от корпоратива. На Руси духовная составляющая определяла всю жизнь русского человека и его деятельность в целом. Уже после церковного раскола 17 века, когда в русское общество стало приходить светское, пошла мода на немецкое платье, вытеснив русские сарафаны. В начале 19 века русские люди из числа знати владели родным языком хуже, чем французским. А после 1917 года стали внушать людям, что Бога вовсе нет, начались репрессии на духовенство. Сознание современного, даже глубоко верующего человека отличается от сознания средневекового русского человека. Мы пытаемся, насколько это возможно, сохранить древнерусские традиции в культуре и церковной жизни. Но не искусственно, чтобы просто показать, как это всё красиво, в виде фольклора, а на уровне повседневной жизни».
Чудо молитв
Нам всегда хочется чудес, подтверждения того, что духовный мир реален, а не выдумки многих поколений. В разговоре с Александром я ждала таких историй. Но чудеса — это проявление Божьей милости, которые случаются. Здесь все считают чудом то, что произошло с Еленой, прихожанкой старообрядческой церкви, которая уже готовилась умирать: все врачи ставили неутешительные прогнозы — рак последней степени. Но у женщины оставались на руках трое маленьких детей, ради которых ей нужно было жить. Её долгие и слёзные молитвы были услышаны на небесах, и случилось чудо — она выздоровела.
«Иногда кажется, что чудеса происходят просто так, — комментирует уставщик. — Но от нас многое сокрыто, потому что здесь уже начинается область божественной таинственности, и мы не всему можем дать объяснение. Ведь Господь может дать исцеление по молитвам кого-то, например родителей, живых или уже умерших. А может быть, он даёт благодать, так сказать, авансом. Или совершенно по другой причине, для проявления своей Славы».
Когда мы уезжали из храма, город засыпало мокрым снегом. В этом году небесная канцелярия выписала Новосибирску рекордные снегопады. Снежные сугробы на обочинах дорог превратились в автомобильные ловушки: то и дело машины буксовали и застревали в податливом снегу на высоту колеса. Вот и сейчас, на выезде от церкви, грузовик с цистерной погрузился на повороте всем задним колесом в мокрый снег и перегородил узкую просёлочную дорогу в оба направления. Сначала все опаздывающие водители сигналили и возмущались. Ведь вытащить сами они не могли — вытянуть грузовик под силу только большегрузу, а ему сюда не подобраться. Но потом, будто по чьей-то невидимой указке, все мужчины вышли из автомобилей и стали толкать застрявшую машину. После долгих усилий, когда казалось, мужчины готовы были сдаться, грузовик выехал, и все участники спасительной операции радовались, и даже смеялись. Всё это было похоже на небольшое чудо, пусть и рукотворное.