Примерное время чтения: 7 минут
306

«Наука – только для сильных личностей»: почему учёные уезжают за рубеж?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. "АиФ на Оби" 15 08/04/2015

В Академгородке создан самый мощный в мире источник терагерцового излучения на базе лазера на свободных электронах. Геннадий Кулипанов, директор Сибирского центра синхротронного и терагерцового излучения, рассказал о том, почему в ИЯФ едут работать учёные из других городов России и зарубежных стран.

Геннадий Кулипанов Фото: "АиФ-Новосибирск"

Выросли – до сверхмощных

В чём суть вашей научной разработки?

–Сегодня человечество активно использует весь диапазон электромагнитного излучения: от километровых радиоволн до нанометрового рентгеновского излучения в реальной жизни. Невозможно представить наш быт без радио, телевидения, микроволновок, сотовых телефонов, лазеров, рентгеновских медицинских приборов и многого другого. Только терагерцовое излучение, которое занимает промежуточное положение между инфракрасным и микроволновым излучением (длина волны от десяти до трёхсот микрометров), до недавнего времени было практически не востребовано. Но связано это не с тем, что к нему не было интереса, наоборот, в нём нуждались, просто не было хороших, интенсивных, перестраиваемых по длине волны источников. В терагерцовом диапазоне лежат вращательные спектры многих молекул, колебания спиралей в ДНК, характерные частоты микрообъектов в живых клетках. Благодаря маленькой энергии фотонов терагерцовое излучение неионизирующее, при прохождении через ткани оно не повреждает клетки. Последние десять–пятнадцать лет вокруг терагерцового излучения было много спекуляций. Появилось множество идей, где можно использовать эти проникающие, но не ионизирующие лучи: досмотр людей и багажа, медицинская диагностика и терапия и так далее. Но прежде чем применять это излучение в системе безопасности и практической медицине, необходимо разобраться со всеми его особенностями. С появлением нашего источника (стоимость этой установки достаточно велика – порядка двадцати миллионов долларов) такая возможность появилась. Учёные из институтов Академгородка, Москвы, Нижнего Новгорода, Красноярска, университетов Кореи – биологи, медики, химики, физики, уже ведут исследовательские работы на нашей установке.

Лабараторное исследование Фото: "АиФ-Новосибирск"

Если сравнивать с мировым уровнем, отечественная наука насколько отстала?

–С одной стороны, во многих областях российские учёные определяют уровень развития мировой науки. Однако мы сильно отстаём в создании современной инфраструктуры для проведения научных исследований. Наш лазер на свободных электронах – одно из немногих исключений. Современная наука во многом создаётся на базе международных центров, базирующихся на установках мегасайенс, стоимость которых от нескольких сот миллионов до нескольких миллиардов долларов. Россия участвует в финансировании создания и работе международных центров, много российских команд проводят исследования в этих центрах. Однако в самой России такие установки в последние годы не создаются, и это грозит в будущем большими потерями для российской науки. Новосибирский институт ядерной физики (ИЯФ)считается одним из ведущих мировых центров в физике высоких энергий, ускорителей, физике плазмы и управляемого термоядерного синтеза, синхротронного излучения и лазеров на свободных электронах. По контрактамс зарубежными центрами мысоздаём уникальное научное оборудование для многих лабораторий США, Европы, Японии и таким образом получаем существенное дополнительное финансирование для наших работ в институте. Однако без создания нового поколения установок, на что требуется дополнительное государственное финансирование, мы будем отставать от мировой науки.

Главное в жизни – хороший учитель

Когда вы решили посвятить себя науке?

–Ещё в школе. К слову, уже несколько лет идёт реформа образования, и когда начинают обсуждать новые методики, ЕГЭ, я всё время вспоминаю нашу среднюю школу № 99 города Новосибирска и нашего школьного учителя математики Михаила Ивановича Голова. Он был ещё из тех, кто преподавал в дореволюционных гимназиях. У Михаила Ивановича одним из требований был устный счёт. Например, просил в уме быстро поделить числа и перевести в дроби. Если ученик отвечал, он ставил тройку, если нет – кол. И у него весь журнал состоял из вертикальных линий, состоящих из единиц и троек, а затем на основании этих оценок он выводил только по одному емуизвестной системеза четверть пятёрки, четвёрки и тройки. Мог войти в класс и с ходу начать спрашивать: «Кулипанов, тупой угол равен прямому?» На отрицательный ответ продолжал: «Если сейчас я это докажу, поставлю тебе двойку». Расписывал несколько решений на доске, а потом добавлял: «Если дома найдёшь ошибку в моих рассуждениях, поставлю тебе пять». Михаил Иванович тренировал ум школьников и развивал мышление, а не учил отгадывать ответы, как это требует современный ЕГЭ. Во многом благодаря Михаилу Ивановичу в школе раскрылись таланты у многих выпускников.

В НГТУ (НЭТИ), который я закончил в 1963 году, была очень хорошая кафедра электронных приборов. Я с большой благодарностью вспоминаю наших доцентов – Данилова Вениамина Григорьевича и Геллера Владимира Михайловича, которые, с одной стороны, давали хорошие знания, а с другой, пробудили интерес к исследованиям. Вот почему после завершения четвёртого курса в НГТУ мы с ребятами поехали в Институт ядерной физики на собеседование, после которого нас взяли на преддипломную практику, а затем и на работу. Одним из тех, кто проводил собеседования, был Александр Николаевич Скринский, в его лаборатории я начал работать, многому у него научилсяи считаю его одним из основных моих учителей. Так что главное в жизни – хороший учитель!

Учёные в лабалотории Фото: "АиФ-Новосибирск"

–Сейчас вы преподаёте в своём университете, используете ли какую-нибудь свою методику обучения?

–Физико-технический факультет НГТУ, несмотря на все реформы в образовании, выпускает хороших специалистов. Восновном это происходит благодаря хорошо выстроенной физико-технической системе образования. Студенты приходят после второго курса в ИЯФ, за каждым студентом закрепляется свой руководитель. Студенты слушают все специальные курсы, а также порой с утра до позднего вечера пропадают в лабораториях, где занимаются научной работой, решением реальных задач. Затем дважды в год на заседании кафедры студенты отчитываются о своей работе в лабораториях, и сразу становится понятно, кто чего смог достичь и как продвигается его исследовательская работа. Такая система вытягивает сильных и заинтересованных, а слабые и ленивые отсеиваются. Причём отсеивается не менее половины, и это правильно. Наука для сильных, упорных личностей. В первую очередь у студента должен быть интерес к учёбе. Тогда все стремления преподавателя и система образования возымеют должный результат. Есть примеры, когда наши выпускники достигли больших высот и в России, и за рубежом. Так,Сергей Смагинбыл избран членом-корреспондентом РАН и работает директором института в Хабаровске. Саша Жоленц стал директором самого крупного источника синхротронного излучения в Соединённых Штатах Америки, а Лёня Ривкин былдиректором Отдела ускорителей Института в Швейцарии.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах