Сибирские автомобилисты снова готовятся к митингам. На этот раз они намерены протестовать против либерализации тарифов ОСАГО.
О том, что с 1 июля текущего года Центробанк разрешил страховщикам самим устанавливать тарифы ОСАГО, объявила председатель комитета по региональному развитию Всероссийского союза страховщиков Ольга Бутковская. В числе причин, послуживших основанием для отпуска тарифов, она назвала увеличение стоимости запчастей и ремонтных работ, существование на рынке организованных преступных групп автомошенников с участием аварийных комиссаров и сотрудников ГИБДД. А главное, судебную практику, сложившуюся не в пользу страховщиков.
Виноваты суды?
По словам Ольги Бутковской, коэффициент убыточности страховщиков в сегменте ОСАГО превышает сто процентов. Так, в прошлом году в Новосибирской области страховщики собрали с автомобилистов, купивших полисы, 920 млн руб., а выплатили около миллиарда. Правда, в этом году ситуация изменилась. За первый квартал собрали 826 млн руб., выплатили 747 млн и получили, таким образом, порядка 100 млн прибыли. Но этого мало.
За счёт либерализации тарифов владельцы страховых компаний рассчитывают покрыть судебные издержки. В СФО, по данным Всероссийского союза автостраховщиков, пени и штрафы составляют 35% всех расходов. «340 тысяч исков подали автомобилисты в Сибири на страховщиков в 2018 году, – возмущается Ольга Бутковская. – При этом суды в 99% случаев принимают сторону автомобилистов».
Сейчас стоимость страхового полиса для водителя со стажем больше пяти лет, который не попадает в аварии, составляет 5–7 тыс. руб. в год. При этом с начала 2018 года только в Новосибирской области сотрудники ГИБДД оштрафовали больше 33 тысяч водителей за отсутствие полиса ОСАГО. «Это на 20% выше, чем в прошлом году», – поясняет старший инспектор по особым поручениям ГИБДД НСО Генрих Малкин. Ольга Бутковская утверждает, что каждый пятый автомобилист в Сибири ездит без полиса ОСАГО.
Если стоимость полиса ещё вырастет, то игнорировать требование закона об обязательном страховании автогражданской ответственности будет каждый второй. «Это так же, как с налогами, с ценами на бензин. До тех пор, пока цифра в пределах разумного, – люди платят. Но когда она превышает психологический барьер – начинаются пикеты и митинги», – объясняет руководитель Новосибирского регионального отделения Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков.
А если по-честному?
Председатель Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков Василий Зуев возражает, мол, возможно, для добросовестных автомобилистов, соблюдающих ПДД, цены останутся на прежнем уровне. Но верится в это с трудом, потому что системы видеофиксации, которые присылают штрафы на нарушение скоростного режима даже трактористам, превратили в злостных нарушителей всех водителей поголовно.
Вячеслав Ашурков уверен, что, работая добросовестно, можно обойтись и без либерализации тарифов: «Если бы страховщики вовремя и в полном объёме выплачивали возмещение ущерба, то их судебные издержки не достигали бы трети всех расходов».
Его поддерживает представитель ОНФ Антон Канунников: «Практически в ста процентах случаев оценка ущерба, сделанная юристом страховой компании, в разы отличается от оценки независимого эксперта. Без суда здесь не обойтись».
Но проблема, по мнению Ашуркова, гораздо глубже: «Почему государство допускает либерализацию стоимости государственной услуги, какой, по сути, является ОСАГО? Система, которую мы имеем сейчас, вызывает социальную напряжённость. И пока государство не возьмётся за наведение порядка в этой системе, ничего хорошего мы не увидим».
Пропорционально увеличению тарифов ОСАГО на рынке растёт число поддельных полисов. Сибирская межрегиональная ассоциация страховщиков предупреждает, что с 1 июня прекратили действие полисы серии ЕЕЕ. Сейчас страховые компании используют бланки серии МММ и ККК. То есть если вам продают полис с маркировкой ЕЕЕ, скорее всего это подделка.