Журналисты «АиФ-Новосибирск» вышли на улицы города, чтобы узнать, насколько отзывчивы его жители. Наш эксперимент «Дайте позвонить» — своего рода проверка. Итак, неравнодушны ли новосибирцы к чужой хоть и незначительной, но все же, беде?
Наши актеры заранее спрятали свои мобильные телефоны и придумали легенду. «Телефон разрядился, нужно срочно позвонить», — с такими словами они подходили к случайным прохожим. Мы знали, что взрослый и ребенок вызовут разную реакцию у людей, поэтому привлекли «актеров» разных возрастных категорий.
Действующие лица:
Вероника Левина, журналист «АиФ-Новосибирск»;
Ярослав Эпов, школьник.
Место действия: перекресток улиц Немировича-Данченко и Сибиряков-гвардейцев.
Пересечение улиц Немировича-Данченко и Сибиряков-Гвардейцев — довольно оживленный перекресток, особенно после 16.00. С просьбой о звонке каждый актер обратился к 50-ти людям. Всего мы опросили 100 человек.
Можно маме позвонить? Такой вопрос Ярослав задавал прохожим. 28 человек без лишних вопросов дали свой телефон ребенку, 8 прохожих самостоятельно набрали номер и включили громкую связь для разговора, остальные 14 просто прошли мимо. После эксперимента мы узнали у новосибирцев, чем было обусловлено их решение.
«Я дал свой телефон только потому, что передо мной стоял ребенок, — говорит житель Новосибирска Иван Загордцев. — Вопрос доверия для меня очень тесно связан с наружностью человека. Если он выглядит опрятно и говорит вежливо, то я вряд ли буду опасаться за сохранность своего имущества и дам свое устройство».
«У меня дорогой телефон, я выплачиваю за него кредит, поэтому кому попало его давать не стану, — говорит сибирячка Алла Гринькова. — Но ребенку я отказать не смогла. Чтобы помочь ему и при этом не рисковать своим смартфоном, я попросила мальчика продиктовать номер его мамы и из своих рук включила громкую связь».
«Я не привык что-либо просить у незнакомцев, поэтому к чужим просьбам на улице отношусь с недоверием. Ребенку позвонить не дал, так как спешил по делам», — рассказал новосибирец Яков Рудовой.
Журналисту «АиФ-Новосибирск» повезло чуть меньше. 27 человек откликнулись на просьбу о звонке, 23 прохожих никак на нее не отреагировали.
«Если бы телефон попросила не девушка, а мужчина, я бы точно не дала, — признается сибирячка Екатерина Хлебникова. — У моей подруги несколько лет назад так украли новенький смартфон. Этот опыт научил меня быть осторожнее и доверять только своей интуиции».
«Я считаю, в современном мире лучше доверять только себе и своим близким, — говорит житель Новосибирска Станислав Забалуев. — Обязательно найдется человек, который поможет. Просто это не я».
Результаты нашего эксперимента: 36 человек из 50 не смогли отказать в помощи ребенку, 27 из 50 — девушке. В сумме 63 прохожих из 100 оказались неравнодушны к чужой просьбе — получается, 63% опрошенных. Это хороший показатель, однако оставшиеся 37% респондентов отчасти оказались правы: добротой могут воспользоваться злоумышленники. Так как же помочь человеку без ущерба для себя?
«Лучший вариант в этом случае — узнать у человека, почему он оказался в такой ситуации. После объяснения причин нужно принять решение — либо помочь человеку решить его проблему, либо вежливо отказать. Если вы не до конца доверяете собеседнику, лучше не передавать ему свое мобильное устройство. Достаточно попросить его назвать номер, самостоятельно набрать его и включить громкую связь. Так вы обезопасите свою дорогостоящую вещь и дадите человеку возможность решить свою проблему», — говорит психолог Александра Кофанова.
Напомним, в случае кражи необходимо позвонить по единому номеру 112.