Редакция «АиФ-Новосибирск» продолжает серию публикаций на важные темы из мира психологии и межличностных отношений с психологом Наталией Красовской.
Разнообразные конфликты, увы, – неотъемлемая часть нашей жизни, они то и дело возникают даже в отношениях близких людей, очень любящих друг друга. Причина в том, что все мы очень разные, каждый со своим видением мира, способом выражать свои чувства и мысли. То, что задумывалось одним человеком как конструктивная критика или даже похвала, для другого может прозвучать непростительным оскорблением. Серьёзная обида мгновенно заставляет нас отбросить хорошее воспитание, цивилизованность и терпимость. Бушующие боль и гнев могут непоправимо разрушить любые тёплые отношения. От того, как хорошо мы умеем анализировать ситуацию, справляться со своими чувствами и разрешать возникающие конфликты, во многом зависит то, какими успешными и счастливыми мы будем в жизни.
Конфликт – реакция самозащиты
Причины и поводы конфликтов могут быть очень разными, общее в них то, что они заставляют нас чувствовать угрозу нашей личности. Критическое замечание в наш адрес, неодобрение, пренебрежение, несогласие с нашим мнением мы воспринимаем, как желание причинить нам боль, обидеть, унизить. Самозащита в такой ситуации – естественная реакция, и у каждого она своя – кто-то в слезах отступает, кто-то гневно бросается в контратаку. «Бей или беги». К сожалению, ни то, ни другое конфликт не разрешает. Втайне или открыто, но ощущение опасности будет лишь нарастать, накал эмоций достигнет предела, и отношения разрушатся. Можно ли этого избежать? Да, если приложить усилия.
Осознаём ситуацию и делаем выбор
В ходе болезненного конфликта нужно непременно постараться взять паузу, чтобы смирить эмоции, ведь нам предстоит принять важное, осознанное решение. Хотим ли мы и дальше поддерживать с нашим оппонентом дружеские, романтические, семейные, конструктивные рабочие отношения? И если ответ – «да», то, пусть прямо сейчас мы очень обижены на этого человека, наше решение должно быть стратегическим – не эскалировать конфликт.
Ищем истинную причину конфликта
Мы не можем знать мысли другого человека – возможно, нас обидели непреднамеренно, а душевная боль столь сильна потому, что неосторожные слова затронули наше «большое место», стали катализатором негативных мыслей или воспоминаний. Просто объясните вашу реакцию собеседнику и, если вы ему небезразличны, он обязательно извинится за невольно причинённую боль.
Обсуждаем произошедшее
В конфликте немаловажно полноценное, всестороннее понимание ситуации. Нужно задействовать логику, проанализировать, не ошибочно ли взыграли ваши защитные инстинкты, была ли угроза? Посмотрите на происходящее глазами «партнера по конфликту», спросите его: «Ты в самом деле имеешь в виду именно это?». Даже если конфликт в разгаре, прямой, открытый диалог может стать очень конструктивным. Честный разговор способен даже погасить ссору в зародыше, когда на ваше «Почему ты так обидел меня?» собеседник удивлённо ответит: «Прости, я этого не хотел!».
Люди вовсе не стремятся к ненужным конфликтам – это опасность, трата энергии и стресс. В большинстве случаев мы готовы к компромиссам в конфликтных ситуациях, чтобы сохранить душевный покой и тёплые доверительные отношения с близкими людьми.