История Свято-Вознесенского храма в Алма-Ате полна легенд. Храм давно стал одной из любимых достопримечательностей города, а началось все в прошлом веке, когда на строительство будущей церкви приехали мастеровые разных национальностей: калмыки, татары, украинцы, были и местные казахи. Но больше всего, судя по сохранившимся документам, «мастерового люда понаехало из Сибири и Алтая»: резчик по дереву Аким Сысоев, плотники Ефим Петухов, Григорий Анисимов и другие, кто принимал участие в сооружении уникального сруба.
Символ силы, духа и веры
Люди утверждают, что храм уберёг от многих напастей, которые выпали на его долю в XX веке, сам Всевышний! И эта вера основана на реальных фактах. Собор устоял во время сильнейшего землетрясения, которое произошло в предгорьях Заилийского Алатау в конце декабря 1910–начале января 1911 годов, когда пять сильнейших толчков, первый из которых – десятибалльный, превратили одноэтажный город Верный (прежнее название Алма-Аты) в развалины. Тогда обрушилось огромное количество зданий, в том числе несколько церквей, с колоколен которых сорвались колокола и упали на землю. На соборе же лишь покосился огромный крест, венчающий главный купол.
Форпост Российской империи
Форпост Российской империи на юге страны, основанный русским правительством в феврале 1854 года, быстро разрастался, превратившись в крупную казачью станицу, а затем в город Верный. Сюда стали активно переселяться жители центральных губерний России, а также сибирские казаки. В 1867 году Верный стал центром Семиреченской области.
К этому времени город уже обрёл своё лицо – центр был застроен зданиями оригинальной архитектуры, среди которых особенно выделялись Дома военного и общественного собрания, жилые дома купцов Гаврилова, Шахворостова, Зубова и другие, которые и сегодня являются украшением современной Алма-Аты. В одном из таких жилых домов, прозванном «Лауреатником», во время Великой Отечественной войны жили видные деятели советского кино – Сергей Эйзенштейн, Любовь Орлова и Григорий Александров, Марина Ладынина и Иван Пырьев, Фаина Раневская… В другом, небольшом, необычайно красивом особняке, построенном в стиле модерн, когда-то принадлежавшем хозяину сапожных мастерских, почётному гражданину города Верный купцу Титу Головизину, жил будущий руководитель Советского Союза Леонид Брежнев.
В качестве главного строительного материала для храма архитектор Андрей Зенков выбрал тянь-шанскую ель. Фундамент собора впервые в Верном выполнен с применением армированного железобетона. Его окружает кольцевая подземная галерея для отражения поверхностных сейсмических волн. Именно такая конструкция собора не дала ему разрушиться во время верненского землетрясения 1910–1911 годов.
Возвращение к истокам
В советские годы судьба Свято-Вознесенского кафедрального собора была трагичной. В тридцатые городские власти разместили в нём краеведческий музей, в котором, кстати, работал научным сотрудником писатель Юрий Домбровский, сосланный в Алма-Ату. Саму колокольню использовали вместо склада.
«Мои дед с бабушкой были набожными людьми, – рассказал прихожанин храма Алексей ЧЕТВЕРГОВ. – Они приехали в Семиречье из Сибири и стали свидетелями, как однажды большевики попытались снять с собора кресты, украшавшие храм. Однако человек, который взобрался наверх, не удержался, упал и разбился насмерть. Поэтому кресты оставались на куполах все советские годы. Но колокола всё же сняли. Самый большой – 250-килограммовый Благовест – так до сих пор и не нашли».
В 1995 Свято-Вознесенский кафедральный собор вернулся во владение Русской православной церкви. Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в присутствии президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева освятил храм, и 24 апреля архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий совершил первое богослужение.
С тех пор в храме проходят ежедневные службы: пережив все испытания, выпавшие на его долю по воле природы и человека, Свято-Вознесенский кафедральный собор продолжает стоять во всём своём великолепии, блистая лучезарной красотой, символизируя несгибаемую силу духа и веры православного человека.