Примерное время чтения: 6 минут
507

Копейки за ущерб: почему не выгодно страховать авто?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ на Оби №33 12/08/2015
Яна Хватова / АиФ

Страховой случай

Для того чтобы управлять машиной, недостаточно иметь права. Перед тем как выехать в город на железном коне, водитель обязан оформить ещё один важный документ — полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Попавшему в аварию обладателю такой бумаги, если он не виноват в случившемся, полагаются выплаты на ремонт автомобиля. Сегодня за страховку нужно отдать немалую сумму. Стоимость страхования постоянно увеличивается.

«В прошлом году за страховку своей машины мощностью 102 лошадиных силы я платила четыре тысячи рублей, а в этом — уже семь! — возмущается Елизавета Савина, жительница Новосибирска. — За что приходится отдавать такие деньги — я не понимаю».

Выбить деньги из страховой кампании чаще всего бывает очень сложно Фото: Коллаж АиФ/ Екатерина Галузина

Что же действительно даёт полис ОСАГО автовладельцам? Теоретически — это возможность отремонтировать своё имущество, не потратив на это своих средств. И это справедливо, ведь машина пострадала по чужой вине. Однако зачастую размеры компенсаций по ОСАГО, которые предлагают страховые компании своим клиентам, оказываются невелики. Вот какая история произошла у Михаила Ломова, автомобилиста. В прошлом году у него произошло первое в жизни ДТП: прямо в центре города в правый бок его седана врезался микроавтобус. Его водитель — молодой парень, нарушил правила перестроения и тем самым спровоцировал аварию.

«У моей машины оторвалось зеркало заднего вида, деформировалась дверь, оба крыла, а по всей правой стороне кузова протянулись длинные царапины, — рассказал Михаил. — Независимая экспертиза оценила ущерб в 45 тысяч рублей. Я проконсультировался с мастерами на СТО — они посчитали, что столько будет достаточно, чтобы вернуть моему автомобилю прежнее состояние. Но в итоге мне выплатили на треть меньше! Этих денег на полноценный ремонт не хватило — пришлось добавлять из своих сбережений».

Это только одна вариация истории взаимоотношений страховой компании и водителя — некоторые развиваются ещё более оригинально. «Месяц назад я попала в ДТП, — рассказывает Наталья Шустрякова, жительница Новосибирска. — Оказалось, что у его виновника не было прав на управление авто, за рулём которого он сидел, его имя не вписано в полис. Я обратилась за компенсацией, но получила отказ. Оказалось, что эта ситуация — не страховой случай и мне ничего не полагается. Специалисты посоветовали выяснять отношения с человеком, который причинил мне ущерб, самостоятельно, без их участия — подать на него в суд и постараться добиться возмещения таким способом. Но я заплатила деньги за полис ОСАГО, рассчитывая на то, что страховщик меня поддержит. И что в итоге? Кто-то разбил мне машину, а восстанавливаю я её за свой счёт!»

мнение власти
Максим Леоненко, депутат Законодательного собрания НСО: Одним много, другим мало – Размер выплаты, которую получит потерпевший автомобилист после ДТП, зависит от добросовестности страховой компании. Специалисты многих организаций, оценивая ущерб, берут в расчёт возраст, состояние автомобиля и соответствующий им износ деталей и составляют заключения с учётом этих характеристик. Однако автовладельцы для восстановления своих машин вынуждены покупать новые детали, которые заметно дороже, отсюда и нехватка денег на ремонт. Страховщики в свою очередь, наоборот, считают, что выплачивают своим клиентам слишком большие суммы и от этого терпят убытки. Они предлагают создать единые стандарты расчёта ущерба пострадавших в авариях автомобилей. Все вопросы, которые связаны с отраслью страхования, регулируются федеральными нормами, и их изменения принимает Государственная Дума. У законодателей Новосибирской области тоже есть такие полномочия, но эта процедура длительная и требует сопровождения депутатов Госдумы.

За что платим?

Пострадавшим автомобилистам, которые получают на свои счета от страховых компаний суммы, не покрывающие ущерб, можно, конечно, довольствоваться тем, что дают. Но зачастую вместить расходы на ремонт железного коня, особенно если это иномарка, в размер полученной компенсации нереально. Можно обратиться в суд, чтобы получить свои кровные в непростой юридической борьбе. Решившись на это, нужно запастись терпением — разбирательства по таким делам могут длиться месяцами. Андрей Широков, автомобилист, пострадавший в ДТП, поделился: «Я очень удивился, когда узнал, сколько мне перечислила страховая компания. В аварии пострадало четыре элемента моей машины, а компенсации хватило только на ремонт одного! Пришлось занять недостающие деньги у друзей, взять кредит на то, чтобы оплатить услуги юриста, и подать в суд на страховую компанию. Результатов по делу ждал полгода. В итоге получил сумму немного меньше, чем рассчитывал, но на то, чтобы погасить долги, хватило».

Если хочешь защитить свой автомобиль - придется раскошелиться Фото: АиФ/ Белозеров Григорий

Некоторые водители находят другие варианты решения проблемы — например, не покупают страховку вообще. Согласно ч. 2 ст. 12.3. КоАП РФ, за управление автомобилем без страхового полиса, шофёру грозит административный штраф в размере 500 рублей — эта сумма в разы меньше той, что приходится отдавать за ОСАГО.

Ещё одно спасение от подобной несправедливости — страхование по каско. Тот, кто решит выбрать именно такой путь защиты, получит право на компенсацию убытков независимо от того, по чьей вине они произошли, а также в случае угона авто или возникновения непредвиденных обстоятельств, будь то падение на крышу транспорта снега, пожар или порча его третьими лицами. Казалось бы, всё неплохо, вот только стоимость каско в разы больше, чем ОСАГО, а значит, доступна не каждому новосибирцу.

Если ситуация со стоимостью полисов ОСАГО и порядком страховых выплат не изменится, желающих страховать будет всё меньше. Между тем продажа полисов выгодна страховщикам, а значит, не пора ли урегулировать этот вопрос так, чтобы было выгодно и народу? 

мнение эксперта
Тарифы регулирует закон Ольга Гаенко, директор Новосибирского филиала страховой компании: – Базовый тариф ОСАГО (БТ) и его коэффициенты устанавливает Центральный банк РФ (ЦБ РФ). Так, с апреля 2015 года нижняя планка БТ для легкового автомобиля, который водитель использует в личных целях, составляет 3432 рубля, а верхняя – 4118 рублей. Конкретное значение БТ зависит от региона, в котором используется автотранспорт, мощности машины, а также от опыта и возраста её водителя. При наступлении страхового случая выплата по ущербу производится на основании Единой методики определения размера расходов на восстановление повреждённого транспортного средства – она утверждена ЦБ РФ. С 1 апреля текущего года вступили в силу изменения в Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Теперь при причинении вреда здоровью для пострадавших в ДТП выплата производится на основании справки из медицинского учреждения и Таблицы травм, которая утверждена постановлением правительства № 150 от 21.01.2015 г. Выплаты страховщика по факту травмы фиксированные.

Кто заплатит водителю деньги? Фото: АиФ/ Елена Огнева

Меньше ДТП – дешевле полис
Геннадий Плотников, председатель правления Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков: – В октябре 2014 года изменился базовый тариф ОСАГО, и это ощутили на себе все автомобилисты России: они стали платить за страховку заметно больше. Но, к сожалению, водители забыли о том, что вместе со стоимостью полиса увеличился и предел ответственности его владельца: если раньше максимальной выплатой за вред, причинённый чужому имуществу, была сумма 120 тысяч рублей, то теперь лимит вырос до 400 тысяч. Кстати, в России ситуация с изменением ставок по ОСАГО вполне сдержанная – в некоторых странах мира они свободные, то есть каждая страховая компания сама определяет тариф. Могу успокоить автомобилистов: по своей стоимости ОСАГО никогда не сравняется с КАСКО. Для того чтобы увеличить страховой взнос, специалисты просчитывают много нюансов и обязательно согласовывают их с Центробанком. Так что это достаточно важные перемены, которые должны происходить постепенно. Не стоит забывать о том, что на цену страховки влияет и такой фактор, как бонус-малус – система скидок, которая влияет на размер страховой премии. Чем опытнее водитель и чем меньше ДТП у него за плечами, тем дешевле ему обойдётся полис ОСАГО. Удобней всего для автовладельцев будет вдобавок к ОСАГО приобрести ещё и полис КАСКО, который защищает не чужое имущество, а своё. В случае ДТП больше 400 тысяч рублей потерпевший водитель не получит, а если этих денег не хватит на восстановление машины, он может обратиться в страховую компанию, которая выдала ему полис КАСКО, и получить выплаты сверх лимита.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах