Страховой случай
Для того чтобы управлять машиной, недостаточно иметь права. Перед тем как выехать в город на железном коне, водитель обязан оформить ещё один важный документ — полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Попавшему в аварию обладателю такой бумаги, если он не виноват в случившемся, полагаются выплаты на ремонт автомобиля. Сегодня за страховку нужно отдать немалую сумму. Стоимость страхования постоянно увеличивается.
«В прошлом году за страховку своей машины мощностью 102 лошадиных силы я платила четыре тысячи рублей, а в этом — уже семь! — возмущается Елизавета Савина, жительница Новосибирска. — За что приходится отдавать такие деньги — я не понимаю».
Что же действительно даёт полис ОСАГО автовладельцам? Теоретически — это возможность отремонтировать своё имущество, не потратив на это своих средств. И это справедливо, ведь машина пострадала по чужой вине. Однако зачастую размеры компенсаций по ОСАГО, которые предлагают страховые компании своим клиентам, оказываются невелики. Вот какая история произошла у Михаила Ломова, автомобилиста. В прошлом году у него произошло первое в жизни ДТП: прямо в центре города в правый бок его седана врезался микроавтобус. Его водитель — молодой парень, нарушил правила перестроения и тем самым спровоцировал аварию.
«У моей машины оторвалось зеркало заднего вида, деформировалась дверь, оба крыла, а по всей правой стороне кузова протянулись длинные царапины, — рассказал Михаил. — Независимая экспертиза оценила ущерб в 45 тысяч рублей. Я проконсультировался с мастерами на СТО — они посчитали, что столько будет достаточно, чтобы вернуть моему автомобилю прежнее состояние. Но в итоге мне выплатили на треть меньше! Этих денег на полноценный ремонт не хватило — пришлось добавлять из своих сбережений».
Это только одна вариация истории взаимоотношений страховой компании и водителя — некоторые развиваются ещё более оригинально. «Месяц назад я попала в ДТП, — рассказывает Наталья Шустрякова, жительница Новосибирска. — Оказалось, что у его виновника не было прав на управление авто, за рулём которого он сидел, его имя не вписано в полис. Я обратилась за компенсацией, но получила отказ. Оказалось, что эта ситуация — не страховой случай и мне ничего не полагается. Специалисты посоветовали выяснять отношения с человеком, который причинил мне ущерб, самостоятельно, без их участия — подать на него в суд и постараться добиться возмещения таким способом. Но я заплатила деньги за полис ОСАГО, рассчитывая на то, что страховщик меня поддержит. И что в итоге? Кто-то разбил мне машину, а восстанавливаю я её за свой счёт!»
За что платим?
Пострадавшим автомобилистам, которые получают на свои счета от страховых компаний суммы, не покрывающие ущерб, можно, конечно, довольствоваться тем, что дают. Но зачастую вместить расходы на ремонт железного коня, особенно если это иномарка, в размер полученной компенсации нереально. Можно обратиться в суд, чтобы получить свои кровные в непростой юридической борьбе. Решившись на это, нужно запастись терпением — разбирательства по таким делам могут длиться месяцами. Андрей Широков, автомобилист, пострадавший в ДТП, поделился: «Я очень удивился, когда узнал, сколько мне перечислила страховая компания. В аварии пострадало четыре элемента моей машины, а компенсации хватило только на ремонт одного! Пришлось занять недостающие деньги у друзей, взять кредит на то, чтобы оплатить услуги юриста, и подать в суд на страховую компанию. Результатов по делу ждал полгода. В итоге получил сумму немного меньше, чем рассчитывал, но на то, чтобы погасить долги, хватило».
Некоторые водители находят другие варианты решения проблемы — например, не покупают страховку вообще. Согласно ч. 2 ст. 12.3. КоАП РФ, за управление автомобилем без страхового полиса, шофёру грозит административный штраф в размере 500 рублей — эта сумма в разы меньше той, что приходится отдавать за ОСАГО.
Ещё одно спасение от подобной несправедливости — страхование по каско. Тот, кто решит выбрать именно такой путь защиты, получит право на компенсацию убытков независимо от того, по чьей вине они произошли, а также в случае угона авто или возникновения непредвиденных обстоятельств, будь то падение на крышу транспорта снега, пожар или порча его третьими лицами. Казалось бы, всё неплохо, вот только стоимость каско в разы больше, чем ОСАГО, а значит, доступна не каждому новосибирцу.
Если ситуация со стоимостью полисов ОСАГО и порядком страховых выплат не изменится, желающих страховать будет всё меньше. Между тем продажа полисов выгодна страховщикам, а значит, не пора ли урегулировать этот вопрос так, чтобы было выгодно и народу?