Сергей ЧУДАКОВ из Омска получил права вскоре после 18-летия. Оформить свой первый полис ОСАГО решил по Интернету – ведь он продвинутый пользователь. «Зашёл на сайт одной компании, ввёл свои персональные данные. После этого начались какие-то сбои, – вспоминает Сергей. – Потом появилось сообщение о том, что на этом сайте я не могу купить полис из-за технических проблем, и ссылка на другой сайт. Я перешёл по ссылке, но и там постоянно что-то сбоило».
Автоподставщики
«Рынок ОСАГО, пожалуй, самый проблемный сегмент страхования», – соглашается заместитель председателя Банка России Владимир ЧИСТЮХИН, недавно посетивший Сибирское управление Центробанка.
Страховщики не первый год заявляют об убыточности страхования автогражданской ответственности. Якобы в прошлом году они собрали на 4 млрд руб. меньше, чем выдали. Впрочем, это не повод для жалости, так как на зачастую навязываемых услугах по страхованию жизни за 1 квартал 2017 г. компании «наварили» 331 млрд руб.
Убытки страховщикам приносят мошенники, организующие автоподставы. В Южном федеральном округе ходит легенда об одном и том же «мерседесе», который чуть ли не еженедельно попадает в аварии на крупные суммы. Владимир Чистюхин уверен в необходимости «присмотреться» к работе судей и правоохранителей, занимающихся разбором подобных дел.
Навязчивый сервис
Сибирский федеральный округ, к счастью, выглядит благополучнее ЮФО – у нас нет мошенников. Тем не менее страховщики и здесь нарушают законодательство, пытаясь сэкономить на клиентах. «При продаже электронных полисов были случаи, когда страховые компании осуществляли «селекцию» – отсекали водителей по возрасту и стажу. Думаю, что причина – в специальной настройке серверов страховщиков», – продолжает Владимир Чистюхин.
Среди других распространённых нарушений – неверное применение коэффициента «бонус-малус», то есть скидки за безаварийную езду, навязывание дополнительных услуг при оформлении ОСАГО. Второе является грубейшим нарушением страхового законодательства. Тем не менее чуть ли не все страховые компании грешат этим. «Для борьбы с навязыванием дополнительных страховок с 1 июня ЦБ ввёл так называемый «период охлаждения», – разъясняет Чистюхин. – В течение пяти рабочих дней с момента оформления полиса ОСАГО или кредита клиент может прийти в страховую компанию, написать заявление об отказе от навязанных ему страховок и вернуть деньги, уплаченные за них».
Кстати, штрафы, которые Центробанк накладывает на недобросовестных страховщиков, достигают 500 тысяч рублей. Главное – чтобы привлечь страховую компанию к ответственности за некорректные действия, надо фиксировать доказательства: записывать телефонные разговоры, сохранять переписку.
Факты
За 1 квартал 2017 г. в службу по защите прав потребителей Банка России поступило 29,4 тыс. жалоб – на 45% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Платить «натурой» – выгоднее
Заместитель начальника Сибирского ГУ Банка РФ Сергей ЖАБОТИНСКИЙ:
– С 28 апреля 2017 г. в силу вступили новые правила ОСАГО, призванные существенно облегчить жизнь и автомобилистам, и страховщикам. Теперь приоритетной формой возмещения ущерба после ДТП становится ремонт. Для автовладельцев это выгодно тем, что при ремонте применяются только новые запчасти, то есть износ не учитывается. Ответственность за качество и сроки ремонта несёт страховая компания.
Возмещение ремонтом выгодно и для страховщиков, так как из процесса урегулирования убытков исключаются недобросовестные посредники.
Однако если на качество ремонта будут поступать многочисленные жалобы, то Центробанк оставляет за собой право отозвать у такой страховой компании лицензию на ремонт и обязать выплачивать денежные компенсации. Страховые компании в этом не заинтересованы.