456

Разрушим до основания. Кто и зачем уничтожает высшую школу в Сибири?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ на Оби № 37 15/09/2016
Оставшиеся не удел преподаватели вузов пополняют армию безработных
Оставшиеся не удел преподаватели вузов пополняют армию безработных АиФ

Вам профессор не нужен?

Если представить, что после закрытия той самой тысячи вузов безработным остался только один человек на каждую организацию, то уже получается целая армия людей с исковерканной судьбой.

Татьяна ДЕРИНГ, ещё вчера преподаватель в Новосибирском гуманитарном институте, в одночасье оказалась не у дел – вуз закрыли: «Я в растерянности. На моё резюме, которое я разослала по многим адресам, приходят вежливые отказы, при личных встречах с работодателями тот же результат».

Рособрнадзор активно лишает аккредитации вузы. Кому это выгодно?

«Замечания, которые они предъявляют, немножко дикие и не связанные с учебным процессом. Видно, перед ними поставлена какая-то определённая задача, – поделилась своими соображениями во время одной из встреч с журналистами Екатерина ПИЛИПЕНКО, директор центра по работе с регионами Института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова. – Например, одно из замечаний звучит так: «Нет душевых кабин, разделённых на мужские и женские, при занятии студентов физкультурой». Разве это относится к заочникам?»

Ректоры вузов жалуются, что порой проблемы создаются из-за ерунды: где-то вывески нет, где-то – стенда или надписи на двери.

Осадочек остался

Виктор ПАНИН, председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг, говорит, что при лишении вуза или специальности аккредитации студенты сталкиваются с тремя основными проблемами: финансовые потери (переезды, разница в стоимости обучения в ВУЗах); нарушение прав студентов при получении диплома государственного образца того учебного заведения, в которое они поступали изначально; прерывание учебного процесса.

Татьяна ТРЕТЬЯКОВА, выпускница НГИ, теперь уже дипломированный специалист-психолог, вспоминает, какой шок ей пришлось пережить, когда студентам сообщили, что их альма-матер не прошла аккредитацию и будет закрыта: «В стенах родного института я впервые познала романтику студенческой жизни. Это была круговерть интересных событий. Наши КВНы, концерты, которые мы устраивали по случаю праздников, совместные походы на выставки сдружили нас, сделали командой единомышленников. И вдруг какой-то чиновник решил, что ничего этого больше быть не должно!» Дипломы государственного образца выпускники в конечном итоге защитили в стенах другого университета. Но осадочек, как говорится, остался.

С одной стороны, политика государства в отношении высшей школы логична: у нас слишком много юристов и экономистов. При этом не хватает рабочих. С другой, чиновники от образования не принимают во внимание тот факт, что, разрушая систему высшей школы, мы лишаем общество его элиты – интеллигенции. И что среди людей с высшим образованием намного меньше наркоманов, алкоголиков и уголовников, нежели среди представителей люмпен-пролетариата. Между тем юрист при необходимости может освоить рабочую специальность и встать к станку. А вот рабочий вряд ли сможет работать юристом.

Василий МАТВЕЮК

Эксперт

Не рубите, мужики!

Александр Шеслер, доктор юридических наук, профессор Томского государственного университета:

– Моё мнение: закрытие вузов – неразумное решение. Негосударственные вузы никогда не были конкурентами государственным. Если некоторые из них и уступают по материально-технической базе, фундаментальным научным исследованиям, зато имеют большое преимущество в восприимчивости к инновационным образовательным технологиям. Закрытие образовательных учреждений имеет негативные социальные последствия. Без работы остались не только многие преподаватели, но и технический, обслуживающий персонал.

Стойкое ощущение дежавю возникает, если вспомнить эпопею с детскими садами, которые в 90-е годы отдали под офисы, а в 2000-х вложили миллиарды бюджетных денег, чтобы восстановить разрушенную, как казалось, за ненадобностью систему.

В 2015 г. в РФ закрыли 800 вузов. В 2016 г. Рособрнадзор планирует сократить ещё 2000 высших учебных заведений. Воистину, ломать – не строить.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах