Очередная конференция, завершившая свою работу в начале марта, была посвящена теме взаимодействия высшей школы, науки и производства. Об ее итогах корреспондент «АиФ на Оби» беседует с ректором СГГА Александром КАРПИКОМ.
— Александр Петрович, какие задачи у этих мероприятий? Чем нынешняя конференция отличалась от предыдущих?
— Впервые в этом году мы придали конференции статус международной. В ней приняли участие наши коллеги из США, Канады, Германии, стран ближнего зарубежья. Существенно выросло количество участников. Если в 2010 году прозвучало около 100 докладов, в 2011-м — 156, то в этом году было заслушано уже 359 выступлений. Цель мероприятий, проводимых в нашем вузе, — выработать методику взаимодействия между промышленными и научными предприятиями Сибирского федерального округа и образовательным пространством.
— Можно ли подготовить инновационно мыслящих специалистов из сегодняшних выпускников школ, которые, по отзывам многих вузовских профессоров, не в полной мере владеют знаниями по физике и математике в объеме школьной программы?
— Миссия преподавателей сегодняшней высшей школы в том, чтобы тех ребят, которые пришли в вузы, научить учиться — это главное в современном мире, а затем сделать из них грамотных специалистов, способных постоянно повышать свой профессиональный уровень, самостоятельно овладевать навыками и компетенциями. Что касается довузовской подготовки, этому вопросу была посвящена работа специальной секции конференции. Да, на сегодняшний день уровень подготовки школьников не в полной мере отвечает вузовским требованиям. СГГА намерена изменить эту ситуацию путем создания кластера непрерывного образования: школа — лицей — вуз — послевузовское образование. В данном вопросе важным звеном этой цепочки является лицей, который дает профильное образование в старших классах. Выпускники лицея имеют больше возможностей поступить в СГГА либо другой технический вуз. На конференции присутствовали школьные учителя, имеющие желание овладеть современными средствами преподавания, в том числе таких предметов, как физика и математика. Педагогов, стремящихся к профессиональному росту, немало.
— Другое, не менее важное звено — возможность подкреплять практикой полученные в вузе знания?
— В европейских и американских вузах студенты платят за возможность пройти практику. Студенты СГГА традиционно проходят практику на предприятиях нефтегазового, дорожно-строительного, геологоразведочного комплекса. Большинство из них трудоустраивается на эти же предприятия. Сейчас на уровне правительства области и муниципалитета идет речь о создании в Новосибирске оптотехнического кластера. С этой целью мы налаживаем контакты с ОАО «Производственное объединение «Новосибирский приборостроительный завод», а также с рядом инновационных предприятий.
— В СГГА постоянно ведется научная работа, в которую вовлекаются и студенты. Расскажите об этом подробнее.
— В нашей академии существует традиция развивать научную работу студентов. Ежегодно проводится студенческая научная конференция, по итогам которой издается сборник докладов. Студенты активно задействованы в реализации многих инновационных проектов.
Приведу несколько примеров. Система для наземного лазерного сканирования сегодня широко применяется в области дорожного ремонта и дорожного строительства, так как позволяет очень оперативно контролировать качество дорожного покрытия. Еще одна интересная разработка — портал «ГИС-инвестора». На электронной карте обозначены все реализуемые в городе площадки. Специальные сервисы позволяют узнать, насколько та или иная площадка обеспечена коммуникациями, какую поддержку может получить инвестор от местных властей, а также содержит другую полезную информацию.