Новосибирск, 15 марта, АиФ – Новосибирск – Суррогатное материнство — признанный законом и обществом способ завести ребенка, если проблемы со здоровьем не позволяют женщине сделать это самой. Какие аспекты стоит участь, решаясь на такой ответственный шаг?
— Я пытаюсь завести ребенка уже более пяти лет, — рассказывает Светлана Рогалева, читательница «АиФ на Оби». — Забеременеть у меня получается, но на третьем или четвертом месяце беременность прерывается. Выяснить, в чем именно причина и можно ли как-то это вылечить, врачи не могут. Куда я только не обращалась, какое только лечение не проходила… В итоге я решила воспользоваться программой суррогатного материнства — финансы позволяют, да и хочется, чтобы семья стала по-настоящему полной.
Но, как призналась Светлана Федоровна, ее одолевают сомнения: а не повторится ли популярный в голливудских фильмах сюжет, когда генетические родители, заплатив деньги, девять месяцев живут в ожидании чуда, а потом суррогатная мать заявляет, что хочет оставить малыша себе, (она ведь его выносила и родила)?
С точки зрения закона
Действительно, вокруг суррогатного материнства в нашей стране, как и во всем мире, долгое время велись жаркие споры. В стороне не оставались ни общественники, ни врачи, ни представители религиозных сообществ. Однако сегодня данная сфера вышла из тени и тщательно регулируется российским законодательством.
— Необходимо учитывать несколько тонкостей этого вопроса, — комментирует Яна БОЦАН, юрист. — Согласно федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», суррогатное материнство — это вынашивание и рождение ребенка по договору между суррогатной матерью и генетическими родителями. Стоит заметить также, что воспользоваться этой программой может и одинокий гражданин, и пара, не состоящая в браке.
По словам эксперта, между родителями и суррогатной матерью заключается договор, который регулирует все аспекты их взаимоотношений. Если же женщина, родившая ребенка, пытается оставить его себе, это наказуемо и преследуется по закону.
Психолог на защите семьи
Помимо законодательных аспектов, специалисты отмечают еще и материальные.
— В моей практике не было случаев, чтобы суррогатная мать отказывалась отдать ребенка генетическим родителям, — говорит Ирина АЙЗИКОВИЧ, главный врач Международного клинического центра вспомогательных репродуктивных технологий, генетики, гинекологии и родовспоможения. — У всех женщин, которые становятся суррогатными матерями, уже есть свои дети, это условие прописано в законе. От кого-то из них ушел супруг, кому-то необходимо расширять жилплощадь… Было бы странно, если бы они нарушали закон, лишали себя вознаграждения и оставляли ребенка, которого тоже нужно вырастить и поставить на ноги.
К тому же с обеими сторонами — участниками программы работает психолог. Если он видит, что женщина, условно говоря, морально не устойчива, не в полной мере осознает, в чем решила поучаствовать, суррогатной матерью ей не быть.
— Женщина создана природой для того, чтобы продолжить род, материнский инстинкт для нее — один из основных, — уверена Наталья СЕРГЕЕВА, практикующий психолог. — Это, по сути, запрограммировано самой природой. И если она не может выносить малыша, свое продолжение — это большое горе. Программой суррогатного материнства пользуются, я думаю, именно такие женщины, столкнувшиеся с безысходностью. Для самой суррогатной матери это тоже в какой-то степени стресс, ведь наше подсознание говорит нам, что естественное продолжение беременности — выкармливание ребенка, его воспитание. Но преодолеть его возможно, главное, чтобы женщина четко осознавала, что это не ее ребенок, ее генетический материал никак не участвовал в процессе, она просто помогает дать начало новой жизни, сделать чью-то семью полной и счастливой. А заодно — обеспечивает таким образом будущее своих детей.