Новосибирск, 4 января, АиФ - Новосибирск — Инга Смирнова родилась в Новосибирске. Но в лихие 90-е ей вынужденно пришлось переехать в далекую Швецию. Тогда она плакала в подушку, а теперь считает этот переезд сказочным подарком судьбы.
Сказка началась перед Новым годом. Инге недавно исполнилось 30 лет. Все подружки уже повыскакивали замуж, нарожали детей, а ее принц, видно, где-то заблудился. Она решила сделать себе на Новый год подарок — путешествие в Польшу. Город Познань, в котором не закрывают на ночь двери костелов, с грустными ликами святых, чистенькие улицы, с сияющими гирляндами на елочках возле каждого дома, поразил ее до глубины души. Сердце замирало от предчувствия чего-то хорошего, и оно не ошиблось — в кафе гостиницы во время завтрака к ней подсел швед.
Познакомились, Микаэль предложил погулять по городу, и они не расставались всю неделю… Уезжая, швед оставил ей свой номер телефона, который вскоре понадобился: Инга поняла, что забеременела. Были 90-е годы, в России — полный хаос. Она понимала: одной с малышом ей придется туго. Хотя на шведа надежды было мало, она ему позвонила. Микаэль к ее удивлению обещал сделать вызов.
Девушки для борделя
Через несколько месяцев она уехала в страну чистейших озер — Швецию.
Микаэль работал смотрителем в заповеднике, Инга воспитывала сына Алекса, ходила на языковые курсы. Когда ребенок подрос, она устроилась работать в небольшую фирму, которая строила яхты. Сначала уборщицей, но быстро освоила станки с числовым программным управлением и пошла на повышение…
К тому времени отношения с мужем разладились, она решила от него уйти. Сняла квартиру, экономила буквально на всем. В это время она познакомилась с компанией женщин, прибывших из России. Русские хотят быть независимыми — все работают (хотя в Швеции высокая безработица): Ирина — воспитательница в детсаду, Анна — медсестра, Алена открыла маленькую парикмахерскую, Света — тренер по фитнесу. Жаловаться на семейную жизнь здесь не принято, да особо и не на что. Традиционно шведские мужчины хорошо готовят и любят это делать. Принимать гостей принято здесь за столом, освещенным только свечами. В потемках приходится есть почти на ощупь, что сильно раздражает.
Семейные ценности в Швеции — одна из основ, на которой держится общество. Хотя вступают в брак по российским меркам поздно: женщины выходят замуж в 30, мужчины женятся еще позже, быстро рожают подряд 2–3 детей. Отпуск по уходу за ребенком, как правило, отец и мать делят поровну. Но не все шведы благородные принцы. Ходят слухи, что жен, привезенных из Таиланда, местные нередко бьют. Дело в том, что первые три года иностранка живет в стране на птичьих правах. Потом, если положительно сдает экзамен на знание языка и истории, получает гражданство и вместе с ним все права.
Не так давно газеты писали о раскрытии громких уголовных дел — русская мафия вывозила девушек из стран СНГ для работы в борделях. Девушек запугивали: если они заявят в полицию, на родине могут пострадать их родные.
Главное — не нарушить прав ребенка
Дети в этой стране, как при социализме, под особым покровительством государства. Как только родится ребенок, до его совершеннолетия на счет родителей государство ежемесячно перечисляет сумму в кронах, равную 4 500 рублей. После 18 лет до конца обучения в вузе эти деньги идут на счет студента.
Сын Инги Алекс в этом году окончил 11 класс. К слову, обучение в школе бесплатное: выдают учебники, тетради, даже карандаши. Дети возвращаются из школы в 16 часов уже с выученными уроками. Родители имеют лишь смутное представление о том, как их чадо учится. Инга периодически пыталась узнать это на собрании, но учитель каждый раз говорил: «Все нормально. Более подробная информация является нарушением прав ребенка». После 9 класса большая часть учеников идет в гимназию, выбирая направление, в том числе специальности слесаря, сантехника. Те, кто получил такую специальность, а потом захотел получить высшее образование, могут снова поступить в гимназию для взрослых. Обучение бесплатное.
Долгожданный принц
Несколько лет назад Инге повезло во второй раз: в горах, куда она с сыном поехала кататься на горных лыжах, она познакомилась с мужчиной, который (она это сразу почувствовала) был тем самым единственным принцем, которого она так долго ждала. Хенрик оказался из ее городка Хенона, и их встречи продолжились. А потом они решили жить вместе в своем двухэтажном доме. Все строительство (от выбора проекта до новоселья) заняло фантастически короткое время — 3 месяца. Деньги пришлось взять по ипотеке под 6% годовых. Никаких сроков выплат нет. Рассчитываться можно хоть всю жизнь, главное — платить проценты. А «тело» кредита — оставить на потом (и даже своим детям).
В кризисный 2009 год фирма, где работала Инга, обанкротилась. Почти год она получала пособие по безработице. Периодически в эту пору приходилось трудиться на общественных работах за минимальную плату — иначе могли отказать в пособиях.
В благополучную Швецию в последние годы приехало много мигрантов. Они сегодня трудятся во многих сферах экономики. Одна мусульманка прямо в парандже пришла в школу — желала работать учителем. Ей отказали из-за наряда, так она подала иск в суд, мол, нарушаются ее права. Суд она проиграла.
Высокая безработица и наплыв мигрантов вызвало недовольство граждан. Поэтому правительство Швеции ужесточило контроль за трудовой миграцией: от фирм, набирающих гастарбайтеров, теперь требуют специальный сертификат. Это сразу привело к сокращению потока мигрантов.
В прошлом году Инге удалось устроиться на работу по специальности — инженерно-геологические исследования перед строительством. (Конкурс был около 80 человек на место). Она совершенно счастлива, ведь в Швеции у нее есть сын, любимый мужчина, прекрасный дом и любимая работа. А еще они несколько раз в год ездят в другие страны на отдых. Инга часто приезжает в Новосибирск к родителям, встречается с бывшими одноклассниками и сокурсниками и сравнивает жизнь в мегаполисе Сибири и райцентре Хенон (3 тыс. жителей) крошечной Швеции. Во многом эти сравнения не в пользу России и Новосибирска.
КСТАТИ
Крошечная Швеция, в которой проживает около 10 млн человек, очень заботится о благополучии своих граждан. Источник процветания страны — металл, лес, руда, цветные металлы. Но основной доход — новые технологии, которые стараются быстро внедрить в производство и получить конкурентоспособные товары.
Обучение в вузах
В конце 11 класса все сдают национальные тесты. Но определяющим для отметок в аттестате все-таки является то, как ученик учился весь год. Поступление в вуз происходит таким образом: школа высылает в национальный центр данные об оценках своих выпускников. Оттуда — в вузы. Через какое-то время приходит информация (по Интернету) о том, какие именно вузы готовы принять вас на обучение. Их может быть несколько. Выбор — за выпускником.
Обучение в вузах бесплатное. А вот за учебники, общежитие или аренду квартиры нужно платить самому. Государство выплачивает студенту стипендию 1800 крон. Кстати, студент может взять беспроцентный кредит на период обучения, а потом рассчитываться за него постепенно, хоть всю жизнь. В Швеции после 18 лет помогать детям не принято. Это делают только очень состоятельные родители.