Примерное время чтения: 7 минут
536

Учёный Леонид Мезенцев: «Наука уже не одно десятилетие – изгой»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ на Оби №20 17/05/2017
В советское время школы занимались воспитанием. Хотя было слишком много идеологии
В советское время школы занимались воспитанием. Хотя было слишком много идеологии / Оксана Переяславская / АиФ

Досье «АиФ»

Леонид МЕЗЕНЦЕВ.

Родился 3 ноября 1935 года в Болотнинском районе НСО. Окончил Новосибирский электротехнический институт, аспирантуру МВТУ имени Баумана, кандидат технических наук. Написал более 50 научных работ и серию монографий по фундаментальным проблемам физики.

Феномен Спарты

Эльвира Новикова, «АиФ на Оби»:  Леонид Николаевич, в советское время в СССР, а сейчас и на Западе во главу угла ставят пропаганду. А вы считаете, что нужно воспитывать личность. И почему это сегодня так важно?

Леонид Мезенцев: Как показывает история, властвующая элита, чтобы сохранить своё господство, всегда развивала средства ведения войн. В последние десятилетия для подъёма экономики также наращивали потребление. Не только в западных странах, но и в Китае идут по этому пути. Для господствующего класса борьба за власть всегда была борьбой за сознание населения. При условии что оно не обладало фундаментальными знаниями о мире. Это удобно. Ещё в ХХ веке испанский философ Ортега-и-Гассет заметил, что кризис Римской империи «был не просто нашествием варваров, затопивших римскую культуру, но и превращением в варваров людей этой культуры».

– А были вообще примеры в истории, чтобы государство пыталось поднять уровень образованности и воспитания у подданных?

– Конечно. Существовали системы воспитания: в Спарте (Ликург), во Франции (Робеспьер), России (при Екатерине II), СССР (во времена Сталина), в Китае, Японии, Германии, Швеции. И это приносило процветание. Например, Древняя Спарта просуществовала более пяти веков как стабильное государство. Начало положил правитель Ликург, который считал самыми опасными болезнями государства – богатство и бедность. Он убедил сограждан отказаться от владения землёй в пользу государства, чтобы все жили в равных условиях. Отдавалось предпочтение только нравственным качествам. Спартанцы сумели не только заставить другие народы повиноваться им, но и внушить им желание подчиняться. Их послы просили у спартанцев не флота, не денег, а вождя-спартанца и, получив его, смотрели на него с уважением. Спарте охотно подчинилась Греция. Во многих греческих городах случались гражданские войны, в Спарте – нет.

А вот правитель Агид вернул золото и серебро, познакомил спартанцев с роскошью. Вернулись корыстолюбие и жажда богатства. Спарта стала терять своё могущество и погибла.

– СССР попытался повторить этот опыт равноправия, но почему же развалился?

– В СССР ликвидировали частную собственность, старались преодолеть бедность. Население получило бесплатное образование, которое высоко ценили во всём мире, медицину, жильё. Большое внимание уделялось воспитанию молодёжи. Цель: всесторонне развитая личность в коммунистической идеологии. Неслучайно мир удивлялся массовому героизму советских людей во время ВОВ.

Но факторов распада некогда мощного государства было много. Главные: тоталитарность, репрессии, заидеологизированность. А также игнорирование законов развития экономики. В общем, расшатала СССР своим безграмотным управлением «верхушка» КПСС. В 1991 году его разрушили Беловежским соглашением.

Подсунули устаревшее

– Те, кому в 80-х годах удавалось выехать за рубеж, падали в обморок, увидев изобилие продуктов и товаров. Советские граждане отчаянно завидовали европейцам.

– Неудивительно. Если в 1914 году Россия занимала 4 место в мире по ВВП на душу населения, то в 1990-м скатилась до 68-го. Но потом было ещё хуже. Реформаторы рассчитывали, что переход от плановой экономики к либеральной поможет. Но США удалось «подсунуть» российским реформаторам устаревший и не оправдавший себя метод управления экономикой. При этом методе в Америке практически на всех уровнях управляли менеджеры-экономисты, что привело к снижению темпа роста ВВП. Поэтому уже в 50-х годах ХХ века в США отказались от этого метода. Стали привлекать профильных специалистов, проявивших себя в управлении и прошедших специальную подготовку с учётом системного управления. Это привело к подъёму экономики в США.

Российские реформаторы в спешке бездумно, бессистемно стали внедрять частную собственность, проводить приватизацию госпредприятий, банкротить их. В 2015 году в России уже было 77 долларовых миллиардеров и более 300 – рублёвых. В то же время (данные декабря 2016 года) 19 млн граждан находились ниже черты бедности. По данным ООН (2015 год), по уровню жизни населения Россия занимает 50-е место в мире.

Ослабление РФ – мечта американских ястребов. В начале февраля 2017 года стало известно, что в США проводится исследование, как устоять при ядерном ударе России и Китая. Но наши страны не собираются нападать… Напомню, что Мадлен Олбрайт не так давно заявила, что Сибирь должна принадлежать США, а Маргарет Тэтчер – что в России должно остаться 18 млн человек для обслуживания природных ресурсов.

– Сейчас либералы – слово почти ругательное, и РФ стремительно наращивает оборонную способность. Правда, борьба с коррупцией идёт не слишком успешно. Почему, как вы думаете?

– Государство борется с помощью законов не с причинами появления правонарушений, а со следствиями. Об этом свидетельствует вся история человечества: отрубали руки ворам, казнили изменников – а они продолжали появляться. В России наряду с отсутствием воспитания граждан есть ещё и питательная среда – олигархи могут тратить в своё удовольствие, ни перед кем не отчитываясь в том, откуда у них появились такие богатства.

Но США продолжают вести свою подрывную деятельность против РФ, привлекая видных учёных, выделяя огромные финансы для «развития демократии», продвигая свои военные базы к нашим границам. В войне, в том числе гибридной, при прочих равных условиях побеждает тот, кто умнее.

А в нашей стране наука уже не одно десятилетие – изгой. Лаконично оценил итоги такой политики Бжезинский. Он заметил, что Россия находится в состоянии тяжёлой системной деградации во всех сферах жизни.

– Сейчас пытаются поднять уровень образования – вернули в школу астрономию.

– Богатство государства – не орудия труда, обороны, средства потребления и финансы, а человек, получивший максимально гуманитарное образование и воспитание. Без этого человек останется животным. Воспитание – это не побочный вид, а одна из основных задач по воспроизводству жизнеспособного населения. Нет такого населения – не будет и государства.

А в России в 90-х бездумно практически исключили воспитание в школах. И это способствовало процветанию преступности.

– Да, было время, когда девочки мечтали стать элитными проститутками, а мальчики – рэкетирами. Слава Богу, прошло.

– Государственная политика должна быть направлена на воспитание человека на основе гуманности, моральных ценностях, фундаментальном представлении об обществе. Особое значение – ценность крепкой семьи. Ведь это основа государства. Государственная власть должна сформулировать цели воспитания. И к этой многотрудной задаче нужно привлечь педагогов, философов, социологов, учёных.

Но нужно помнить, что без полноценного образования не может быть полноценного воспитания. Лев Толстой отрицательно относился к системе образования России, где считали, что образованная масса народа не нужна государству. Такой массой трудней управлять. Писатель считал ошибкой отделение воспитания от образования. Поэтому именно со школы, даже нет, ещё с детского сада необходимо заниматься образованием и воспитанием детей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах