Примерное время чтения: 13 минут
569

Все за руль!? Медкомиссия для водителей предельно упрощена

Терапевт и окулист решают вопрос пригодности к вождению
Терапевт и окулист решают вопрос пригодности к вождению / Филипп Иващенко / АиФ-Ростов

Упрощение правил медосвидетельствования позволит «пролезть бочком» между рулём и сиденьем людям, которым нельзя водить автомобиль.

Почти каждый день в сводках происшествий читаем о ДТП, причиной которых стало состояние здоровья водителя. За последний месяц произошло пять подобных случаев. Раньше таких аварий случалось не больше десятка в год.

В Кузбассе водитель 28 лет на пешеходном переходе въехал в толпу пешеходов. Пострадали 5 человек. Оказалось, у молодого человека за рулём случился приступ эпилепсии.

В Томске 60-летний водитель за рулём «Нивы» потерял сознание и наехал на пешехода 64 лет. Пострадавший скончался.

Жить стало легче?

– В чём суть изменений Правил прохождения водительской медкомиссии?

 

Фото: АиФ/ Елена Иванова

 

Сергей Руяткин, зам­директора НИИ «Центр Сирена»:

– Поправки в Закон о безо­пасности дорожного движения, вступившие в силу с 1 июля этого года, облегчили жизнь водителей-любителей до невозможности. Раньше медицинская комиссия состояла из восьми специалистов, включая отоларинголога, невролога, хирурга и других. Сейчас «за всё про всё» отвечают только офтальмолог и терапевт. Но терапевт не может распознать, к примеру, неврологические расстройства, при которых садиться за руль категорически противопоказано! В проекте приказа МЗ РФ № 344 должно было быть два экземпляра медсправки. Один оставался в амбулаторной карте пациента, второй предъявлялся в ГИБДД. А сегодня имеется только один экземпляр, который и предъявляется в ГИБДД. Все врачи комиссии и, соответственно, исследования ЭЭГ и анализ мочи на наркотики остаётся «за кадром»: в лучшем случае в амбулаторной карте пациента, которую инспектор МРЭУ ГИБДД не видит. Сколько вам могут нечистоплотные поликлиники и медфирмы «нашлёпать» для предъявления в ГИБДД таких медицинских справок без фотографии владельца (а может быть, за него кто-то другой прошёл?) и с одной подписью терапевта?

Фото: АиФ/ Елена Иванова

 

Борис Долгин, исполнительный директор «Центра Сирена»:

– В справке старого образца был прописан маршрут прохождения специалистов, в том числе нарколога и психиатра. Каждый врач должен был поставить свою печать и подпись. Теперь этого нет. Справки от нарколога и психиатра кандидат в водители предоставляет отдельно. На мой взгляд, эта схема оставляет лазейку для того, чтобы пройти медкомиссию нечестным путём.

 

Фото: АиФ/ Елена Иванова

 

Марк Карафинка, генеральный директор НИИ «Центр Сирена»:

– Я часто остаюсь в недоумении, когда вижу справки от наркологов, которые приносят жители сельской местности. У нас в области 32 района, везде – разная форма. Нередко эти документы выполняются на обычном тетрадном листке и заполняются даже не врачом, а фельдшером. Закон в данном случае не предусматривает никакой защиты от подделок. Вы не поверите, но недавно я видел справку, написанную на бумаге для перфокарт. Её уже давно нигде не используют! В сельском ФАПе, как объяснил её владелец, другой бумаги нет. При отсутствии фотографии на документе можно использовать «помощь друга», а иногда просто уговорить терапевта, чтобы он поставил свою подпись.

– Каков масштаб проблемы с алкоголиками и наркоманами на дорогах?

 

Фото: АиФ/ Елена Иванова

 

Сергей Страдымов, руководитель пресс-службы Госавтоинспекции Новосибирска:

– За последний год количество пьяных водителей, по статистике ГИБДД, снизилось примерно на 10% . И тем не менее ежедневно мы задерживаем до 20 человек, оказавшихся за рулём в нетрезвом состоянии. А в дни проведения специальных рейдов – в разы больше.

 

 

Фото: АиФ/ Елена Иванова

 

Равиль Теркулов, главный нарколог Новосибирской области:

– По данным ВОЗ, 31% мужского населения в России страдают алкогольной зависимостью. Только 18% женщин и 6% мужчин не употребляют спиртное вовсе. Остальные россияне в среднем за год выпивают около 23 литров чистого этанола на душу. Ну а если более конкретно, то с марта 2014 года по август 2016 года 849 кандидатов в водители в НСО не получили допуск к получению водительских прав из-за того, что состоят на учёте в областном наркологическом диспансере или у них было выявлено наркологическое расстройство.

 

Фото: АиФ/ Елена Иванова

 

Вячеслав Трунаев, президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков:

– Правила медосвидетельствования профессиональных водителей намного строже, нежели любителей. Но и для нас вопрос здоровья шофёров чрезвычайно актуален. Средний возраст дальнобойщиков 50+. Да и проблемы с алкоголем, к сожалению, есть. Как такие люди попадают в профессию – не знаю. Мы внутри отрасли создаём «чёрный список» работников, склонных к злоупотреблению спиртным, чтобы хоть как-то обезопасить других участников дорожного движения. Ведь, когда происходит столкновение с фурой 40 т, выживших, как правило, не остаётся. Почему законодатели оставляют «дырки в законе» для алкоголиков и наркоманов – мне не понятно. Впечатление, что ни один из авторов этой законодательной инициативы никогда не работал ни в сфере перевозок, ни в медицине, ни в ГИБДД.

Кому выгодно?

– Для чего понадобилось менять правила медосвидетельствования?

Сергей Руяткин:

– Думаю, это была популистская мера перед выборами. Как понравиться избирателям? Отменить транспортный налог, снизить акцизы на бензин? Денег жалко! Придумали вариант, при котором «не убудет» из кармана тех, кто пишет подобные законы.

 

Фото: АиФ/ Елена Иванова

 

Виктор Жигулин, директор Центра высшего водительского мастерства:

– Знаете классическую поговорку сыщиков: «Ищи, кому выгодно?» За последние два года уровень смертности на дорогах в России начал понемножку снижаться. А недавно вновь пошёл вверх. Может, это кому-нибудь нужно из тех, кто ещё во времена холодной войны считал, что население России хорошо бы сократить? А может, авторы этих новых правил писали их «под себя»?

 

Марк Карафинка:

– У нашего центра есть лицензия на право оценки коррупционных рисков тех или иных законодательных актов. Так вот, коррупционная ёмкость новых правил медосвидетельствования – огромна. Вы только представьте, какой открывается простор для бизнеса. Берём в аренду десять кабинетов, сажаем в каждом из них по терапевту и размещаем объявления: «водительская медкомиссия – быстро, недорого». Такими объявлениями уже сейчас оклеены все заборы. В течение трёх лет нас как начинающих предпринимателей никто не проверяет. Главное, чтобы с водителями, которые вот так, быстро и недорого, пройдут медкомиссию, не было летальных исходов.

Сергей Руяткин:

– Опасность в том, что под удар попадают и порядочные врачи. Терапевт вынужден брать на себя ответственность за других специалистов, которых исключили из состава медкомиссии. И если у водителя окажется какое-нибудь заболевание, которое терапевт выявить не в состоянии, то крайним всё равно будет врач.

Какие правила в других странах?

Виктор Жигулин:

– Я был в Японии. Там смертность на дорогах – одна из самых низких в мире – 517 человек в год. В РФ – 32–35 тыс. человек в год. При этом у нас с Японией почти одинаковое количество населения. Так вот, у них водительская лицензия выдаётся на два года.

Сергей Страдымов:

– Сейчас водители предоставляют медсправки в ГИБДД раз в 10 лет. Я бы выделил группы риска. Считаю, необходимо проходить медосмотр чаще людям старшего возраста, имеющим хронические заболевания, и тем, кто когда-либо имел проблемы с алкоголем или наркотиками.

 

Фото: АиФ/ Елена Иванова

 

Виктор Киселёв, президент Новосибирского регионального отделения общественной организации «Клуб автомототуризма «Сибирь»:

– Я работаю тренером в областном Автомотоцентре. Ко мне приходят ребята 13–14 лет. Я вижу, что некоторых из них ни в коем случае нельзя пускать за руль из-за своеобразных психоэмоциональных реакций, особенностей координации. Поэтому правила медосвидетельствования должны быть одинаково жёсткими для всех.

 

– Как можно изменить ситуацию?

 

Фото: АиФ/ Елена Иванова

 

Юрий Шевцов, секретарь Общественного совета по развитию дорожно-транспортной отрасли Новосибирской области:

– Предлагаю поднять этот вопрос в правительстве Новосибирской области – оно имеет право законодательной инициативы, и обратиться уже к новой Госдуме. Возможно, что-то сдвинется с мёртвой точки.

 

…И ничего страшного

Лев Соколов, наш бывший земляк, а ныне житель штата Колорадо в США:

– В России для получения прав ты должен проходить медосмотр. Чтобы его пройти, нужно съездить в три места: в больницу, в наркодиспансер и в психоневрологический диспансер. Только на езду уйдёт весь день. Я уже не говорю собственно об осмотре. Кому и зачем это надо? Спросите что-нибудь полегче.

Мои рассказы про справки с фотографией, регулярные медосмотры, поездки во всякие диспансеры и про то, что медицинская справка владельца нужна ещё и при техническом осмотре машины, американцы слушали, раскрыв рот. Выражения их лиц показывали, что после такого они не сильно удивятся, если я скажу, что по нашим улицам ходят медведи, а гаишники ездят в лаптях на патрульных телегах.

В США у тебя проверяют только одну вещь – зрение. Прямо в тамошней ГАИ стоит специальный аппарат. Труба такая. Глядишь в неё и говоришь, что видишь. Если всё, что нужно, видишь – ОК. Прямо на месте «гаишник» ставит галочку.

В Америке без всяких медицинских справок ездят и подростки, и 90-летние бабушки, которые и ходят-то с трудом. И ничего страшного.

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах