aif.ru counter
432

Запомнить все: известный мнемотехник Константин Дудин о чудесах памяти

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ на Оби 29/03/2019
Константин ведет передачу, где рассказывает, как развить память.
Константин ведет передачу, где рассказывает, как развить память. © / предоставлено Константином Дудиным

На телеканале «наука» 30 марта выйдет первый выпуск проекта «Запомнить всё». Его ведущий – известный преподаватель мнемотехники*, участник шоу «Удивительные люди» и победитель проекта «Сверхспособности» Константин Дудин – рассказал, как работает наша память и как её тренировать.

Сверхлюди?

– Константин, как вы узнали о своих способностях, целенаправленно развивали их или случайно обнаружили?

– В этом нет ничего сверхъестественного, в 2010 году я начал заниматься мнемотехникой на курсах, которые проходили в Улан-Удэ. Кстати, в Бурятии прошло моё детство. Когда я учился в 10 классе, у меня появилась такая возможность. Тогда мама настояла на том, чтобы я начал развивать этот талант. Сейчас я понимаю, что с помощью этих знаний можно значительно упростить себе жизнь.

– Были ли в вашей жизни необычные и забавные истории, связанные с вашей деятельностью?

– Забавные ситуации в основном были связаны с тем, что мнемотехника позволяет запоминать со стопроцентной точностью. То есть я не могу ошибиться, если при запоминании всё проделал правильно. Как-то раз в университете я спорил с преподавателем по поводу исторической даты, потому что, как правило, люди помнят, когда случились какие-то значительные события, а я помню сотню незначимых дат. А в другой раз на экзамене преподаватель попросил меня перечислить казнённых декабристов. И я представил, что один из декабристов берёт в руки пистолет, бьёт в рыло Каховского, тот падает, подходит муравей и кладет его на стол, этот стол вытаскивают на стужу и ставят на него рюмку. Странная последовательность, но пистолет – это Пестель, рыло – Рылеев, затем Каховский, муравей и стол – Муравьёв-Апостол, стужа и рюмка – Бестужев-Рюмин. Запоминание произошло благодаря специальной последовательности образов, на самом деле никак не связанных с этими персонами. Преподаватель был в шоке, и начал искать у меня микронаушник или другие современные средства. Просто я никогда не кичился своими способностями, никому особо не рассказывал, так как был уверен – если узнают, будут устраивать провокации.

Мы с товарищами по комнате закончили университет с красными дипломами. Это доказывает, что технология работает, её можно применить ко всем.

– Можно ли в обычном ребёнке развить такие способности?

– В первую очередь у детей нужно развивать не память, а внимание и концентрацию – то, что влияет на наше физическое восприятие. Как правило, у детей с этим обычно возникают проблемы. Но при этом они легко усваивают мнемотехнику, потому что нередко мыслят так же – образами. У детей в голове возникает определённая картинка.  

– По-вашему, почему человек может забыть даже важную, казалось бы, информацию?

– Это зависит от того, сколько информации человек получает и как к ней относится. Если человек что-то не запомнил, значит, она была незначительной в его картине мира. Иногда людям сложно запомнить абстрактные задачи, например, подумать над чем-то. Это происходит потому, что нет предмета или образа, задача должна быть к чему-то привязана. Задачи надо привязывать к объективным величинам. Например, если человеку необходимо забрать документы из офиса, ему нужно представить офис и рабочий стол с большой стопкой бумаг. Когда человек окажется в кабинете, его мозг выдаст ассоциацию за счёт привязки к образу.

Век учись

– Есть ли какие-то универсальные схемы запоминания, которые вы даёте своим ученикам, или они должны создавать свои, опираясь на определённые принципы?

– Я всегда сначала говорю, что я создал путь, по которому надо шаг за шагом идти к навыку. На первых этапах мои ученики делают всё, как я, потому что там нет ошибок. Когда проходит этап понимания, они начинают развивать способность самостоятельно.

– Как думаете, могут ли включить мнемотехнику в школьное образование?

– Мы внедряли в некоторых школах Новосибирска занятия по мнемотехнике, но пока приостановили этот проект, потому что методики, разработанные для взрослых, не совсем подходят детям. В планах есть идея продолжить этот проект, сейчас работаем в этом направлении.

– Расскажите, как вы получили предложение вести вашу собственную передачу?

– Я долго преподавал, в 2016 году меня заметили редакторы телеканала и пригласили поучаствовать в шоу «Удивительные люди». Я выступил, и многие заинтересовались этим. После телеканал «Наука» пригласил меня на проект «Сверхспособности». Туда же они позвали и нейрофизиологов, чтобы протестировать меня и посмотреть, как с их точки зрения происходит запоминание. В проекте я победил, а редакторам понравилось, чем я занимаюсь, и они предложили сделать совместную программу.

– Что интересного будет в вашей передаче?

– Программа о том, что запомнить можно абсолютно любую информацию. Я как преподаватель показываю это на примерах, даю алгоритмы, по которым можно повторить операции самостоятельно. В одном из выпусков я помогаю артисту театра запомнить монолог Андрея Прозорова из повести «Три сестры» Чехова на китайском при условии, что он его совершенно не знает. В другом сюжете семилетний ребёнок должен запомнить династию Романовых, все ключевые исторические события, чёткую последовательность дат и персоналии, определить человека по порт-рету. Также есть выпуск про медицину, он посвящён запоминанию анатомических терминов на латыни. Один из ведущих врачей страны экзаменует студентку второго курса медуниверситета имени Сеченова. И четвёртый выпуск – о мнемотехнике, там я помогал герою увеличить скорость запоминания. У мнемонистов на запоминание даётся 1–2 минуты, а на припоминание – час, потому что декодировка образов – не быстрая задача.

– Как ваше окружение относится к вашей сфере деятельности?

– Семья хорошо относится, они видят, что у меня получается. Ведь для простого бурятского мальчика попасть на телевидение, написать книгу – это что-то из ряда вон выходящее. И, конечно, мне очень приятно, что мной гордятся земляки, многие пишут мне или звонят, иногда даже на улице узнают. В такие минуты я понимаю, что на правильном пути.

*Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.

Константин Дудин.
Известный мнемотехник. Родился 27 июля 1994 года в Улан-Удэ, Бурятия. В 2017 году окончил университет по специальности «Муниципальное и государственное управление». Установил 2 мировых рекорда по запоминанию. Участник проекта «Удивительные люди», победитель проекта «Сверхспособности». Один из обладателей самой сильной памяти в России. Преподаватель мнемотехники, основатель школы развития памяти и мышления.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество