Примерное время чтения: 6 минут
3002

Запомнить все: известный мнемотехник Константин Дудин о чудесах памяти

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ на Оби 29/03/2019
Константин ведет передачу, где рассказывает, как развить память.
Константин ведет передачу, где рассказывает, как развить память. предоставлено Константином Дудиным

На телеканале «наука» 30 марта выйдет первый выпуск проекта «Запомнить всё». Его ведущий – известный преподаватель мнемотехники*, участник шоу «Удивительные люди» и победитель проекта «Сверхспособности» Константин Дудин – рассказал, как работает наша память и как её тренировать.

Сверхлюди?

– Константин, как вы узнали о своих способностях, целенаправленно развивали их или случайно обнаружили?

– В этом нет ничего сверхъестественного, в 2010 году я начал заниматься мнемотехникой на курсах, которые проходили в Улан-Удэ. Кстати, в Бурятии прошло моё детство. Когда я учился в 10 классе, у меня появилась такая возможность. Тогда мама настояла на том, чтобы я начал развивать этот талант. Сейчас я понимаю, что с помощью этих знаний можно значительно упростить себе жизнь.

– Были ли в вашей жизни необычные и забавные истории, связанные с вашей деятельностью?

– Забавные ситуации в основном были связаны с тем, что мнемотехника позволяет запоминать со стопроцентной точностью. То есть я не могу ошибиться, если при запоминании всё проделал правильно. Как-то раз в университете я спорил с преподавателем по поводу исторической даты, потому что, как правило, люди помнят, когда случились какие-то значительные события, а я помню сотню незначимых дат. А в другой раз на экзамене преподаватель попросил меня перечислить казнённых декабристов. И я представил, что один из декабристов берёт в руки пистолет, бьёт в рыло Каховского, тот падает, подходит муравей и кладет его на стол, этот стол вытаскивают на стужу и ставят на него рюмку. Странная последовательность, но пистолет – это Пестель, рыло – Рылеев, затем Каховский, муравей и стол – Муравьёв-Апостол, стужа и рюмка – Бестужев-Рюмин. Запоминание произошло благодаря специальной последовательности образов, на самом деле никак не связанных с этими персонами. Преподаватель был в шоке, и начал искать у меня микронаушник или другие современные средства. Просто я никогда не кичился своими способностями, никому особо не рассказывал, так как был уверен – если узнают, будут устраивать провокации.

Мы с товарищами по комнате закончили университет с красными дипломами. Это доказывает, что технология работает, её можно применить ко всем.

– Можно ли в обычном ребёнке развить такие способности?

– В первую очередь у детей нужно развивать не память, а внимание и концентрацию – то, что влияет на наше физическое восприятие. Как правило, у детей с этим обычно возникают проблемы. Но при этом они легко усваивают мнемотехнику, потому что нередко мыслят так же – образами. У детей в голове возникает определённая картинка.  

– По-вашему, почему человек может забыть даже важную, казалось бы, информацию?

– Это зависит от того, сколько информации человек получает и как к ней относится. Если человек что-то не запомнил, значит, она была незначительной в его картине мира. Иногда людям сложно запомнить абстрактные задачи, например, подумать над чем-то. Это происходит потому, что нет предмета или образа, задача должна быть к чему-то привязана. Задачи надо привязывать к объективным величинам. Например, если человеку необходимо забрать документы из офиса, ему нужно представить офис и рабочий стол с большой стопкой бумаг. Когда человек окажется в кабинете, его мозг выдаст ассоциацию за счёт привязки к образу.

Век учись

– Есть ли какие-то универсальные схемы запоминания, которые вы даёте своим ученикам, или они должны создавать свои, опираясь на определённые принципы?

– Я всегда сначала говорю, что я создал путь, по которому надо шаг за шагом идти к навыку. На первых этапах мои ученики делают всё, как я, потому что там нет ошибок. Когда проходит этап понимания, они начинают развивать способность самостоятельно.

– Как думаете, могут ли включить мнемотехнику в школьное образование?

– Мы внедряли в некоторых школах Новосибирска занятия по мнемотехнике, но пока приостановили этот проект, потому что методики, разработанные для взрослых, не совсем подходят детям. В планах есть идея продолжить этот проект, сейчас работаем в этом направлении.

– Расскажите, как вы получили предложение вести вашу собственную передачу?

– Я долго преподавал, в 2016 году меня заметили редакторы телеканала и пригласили поучаствовать в шоу «Удивительные люди». Я выступил, и многие заинтересовались этим. После телеканал «Наука» пригласил меня на проект «Сверхспособности». Туда же они позвали и нейрофизиологов, чтобы протестировать меня и посмотреть, как с их точки зрения происходит запоминание. В проекте я победил, а редакторам понравилось, чем я занимаюсь, и они предложили сделать совместную программу.

– Что интересного будет в вашей передаче?

– Программа о том, что запомнить можно абсолютно любую информацию. Я как преподаватель показываю это на примерах, даю алгоритмы, по которым можно повторить операции самостоятельно. В одном из выпусков я помогаю артисту театра запомнить монолог Андрея Прозорова из повести «Три сестры» Чехова на китайском при условии, что он его совершенно не знает. В другом сюжете семилетний ребёнок должен запомнить династию Романовых, все ключевые исторические события, чёткую последовательность дат и персоналии, определить человека по порт-рету. Также есть выпуск про медицину, он посвящён запоминанию анатомических терминов на латыни. Один из ведущих врачей страны экзаменует студентку второго курса медуниверситета имени Сеченова. И четвёртый выпуск – о мнемотехнике, там я помогал герою увеличить скорость запоминания. У мнемонистов на запоминание даётся 1–2 минуты, а на припоминание – час, потому что декодировка образов – не быстрая задача.

– Как ваше окружение относится к вашей сфере деятельности?

– Семья хорошо относится, они видят, что у меня получается. Ведь для простого бурятского мальчика попасть на телевидение, написать книгу – это что-то из ряда вон выходящее. И, конечно, мне очень приятно, что мной гордятся земляки, многие пишут мне или звонят, иногда даже на улице узнают. В такие минуты я понимаю, что на правильном пути.

*Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.

Константин Дудин.
Известный мнемотехник. Родился 27 июля 1994 года в Улан-Удэ, Бурятия. В 2017 году окончил университет по специальности «Муниципальное и государственное управление». Установил 2 мировых рекорда по запоминанию. Участник проекта «Удивительные люди», победитель проекта «Сверхспособности». Один из обладателей самой сильной памяти в России. Преподаватель мнемотехники, основатель школы развития памяти и мышления.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах