Деньги или ремонт? Почему изменения в системе ОСАГО не приживаются?

Добиться хорошего качества ремонта машины по страховке сложно. © / Дмитрий Даневич / АиФ

Не так давно в системе обязательного страхования автогражданской ответственности выплаты после ДТП заменили ремонтом машин. Корреспондент «АиФ-Новосибирск» узнал,  как сделать это на практике?

   
   

От жигулей открещиваются

Автолюбитель Максим получил порцию стресса уже после ДТП. Парня огорошили на СТО, когда попросили доплатить за ремонт машины: якобы денег, перечисленных по страховке, не хватит. Но он не понимал, как это вяжется с нововведениями, – ведь сейчас возмещение ущерба должно быть в натуральном виде.

«Я сразу пожаловался в свою страховую компанию. Вскоре моя проблема вроде бы была решена, – рассказал житель Бердска Максим Степанов. – А в СТО объяснили, что хотели оказать мне какие-то дополнительные услуги. Но зачем – совершенно непонятно?»

Этот случай с автолюбителем не удивил специалистов-страховщиков. Поменялось законодательство, вместе с ним – стиль уже отлаженного механизма возмещения ущерба пострадавшим в ДТП. На практике оказалось, что легче отдать деньги владельцу авто, чем качественно отремонтировать его железного друга. Представитель страховой компании Ольга Матвеева говорит, что теперь виден целый пласт проблем, в центре которого неготовность российских СТО работать в новых условиях.

«У станций технического обслуживания разный уровень оснащения, подготовленности специалистов и, разумеется, качества работ. Но и это ещё не всё, – продолжает она. – Главное, они не готовы работать по расценкам страховщика в условиях, когда из закона убрали понятие степени износа машины. Поэтому не редки случаи, когда СТО не берётся за ремонт авто. От битых жигулей часто вообще открещиваются».

Ведь сейчас даже на старую машину надо ставить новую деталь, а их, как правило, сложно найти. Бывает, что на ожидание уходит больше месяца. К тому же покупают детали по расценкам, которые выведены единой методикой Российского союза автостраховщиков. Например, бампер должен стоить 3 тыс. руб., а в реальности его цена зашкаливает за 10 тыс. руб. Хозяина в СТО начинают «футболить».

Если за ремонт машины после ДТП берутся, то нередко качество работы оставляет желать лучшего.     
   

«Норма натурального возмещения после ДТП распространена на полисы ОСАГО, которые приобретены после апреля 2017 года. Так что срок маленький и пока большого числа обращений нет. Но кто его знает, как будет дальше? Предпосылки к худшему есть, – говорит генеральный директор социально-правового центра «Ваша Правда» Ольга Шувалова. – Но однозначно ответственность за ремонт теперь лежит на страховой компании. Для владельца авто важно чётко представлять, в каком виде и с какими повреждениями машина ушла на СТО. Поэтому необходимо всё зафиксировать на фото».

Как получить выплату?

По данным Сибирской Межрегиональной Ассоциации Страховщиков, пока объём натурального возмещения (ремонтов авто на СТО) по договору со страховщиком составляет 5% от всех случаев повреждения в ДТП. То есть страховые компании сами стараются избежать каких-либо отношений с техническими сервисами. Владельцу полиса ОСАГО, машина которого повреждена в ДТП, предлагают подписать соглашение о денежной выплате. Благо закону это не противоречит.

«Есть белые пятна в законодательстве, и над ними надо работать. Со временем, мне кажется, ситуация изменится. По моим оценкам, только 7% авто после ДТП восстанавливают по принципу натурального возмещения ущерба, – подводит итог директор компании «Аварком-Сервис» Антон Серант. – Человек действует в рамках закона, привлекает независимого юриста и не соглашается на те условия, что ему предлагают. Тогда он может заключить соглашение со страховой компанией и получить выплату».

Смотрите также: