За пределами кулуара. Кто разрешит публичный конфликт в филармонии?

Елена Иванова / АиФ

У Новосибирской филармонии высокий статус в мире, она широко известна за рубежом, ведь её коллективы ежегодно выезжают с гастролями во многие страны мира. Сегодня география гастролей охватывает 25 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Канада, Китай, Норвегия, Португалия, США, Франция, Швеция, Югославия, Япония и другие. С ней охотно сотрудничают знаменитые дирижеры и солисты мира. В штате сотрудников филармонии немало народных артистов, более 50 заслуженных артистов РФ. Тем не менее, оказывается, многие сотрудники недовольны сложившейся ситуацией.

   
   
Конфликт вышел за пределы филармонии с появлением открытого письма коллектива. Фото: АиФ / Елена Иванова  

Напомним, что в начале января 2014 года директором филармонии по прямому указанию губернатора Василия Юрченко была назначена Татьяна Людмилина. А 21 апреля сотрудники Новосибирской филармонии написали открытое коллективное письмо врио губернатора Владимиру  Городецкому, полпреду президента в СФО  Виктору Толоконскому и председателю Заксобрания региона Ивану Морозу, в котором выразили недоверие своему руководителю Татьяне Людмилиной. 

Татьяна Людмилина. Фото: Предоставлено пресс-службой театра «Глобус»

Творческий коллектив, артисты и сотрудники, подписавшиеся под письмо, – 172 человека – объясняют появление такого заявления «чрезвычайной ситуацией, возникшей в коллективе филармонии в последние три месяца». Авторы письма считают, что увольнение 9 января предыдущего директора Александра Назимко и назначение Татьяны Людмилиной сделаны скоропалительно.

«Первое же собрание повергло нас в шок.<...> С первых минут работы директор заявила коллективу, что наша работа находится «на уровне каменного века», большинство из нас бездари и «не надо жить иллюзиями, что вы здесь гении». Руководитель, пришедший управлять слаженным и во многом успешным филармоническим организмом, такими тезисами не выработал уважение ни к себе лично, ни к своей политике, о сути которой нам собственно ничего неизвестно и по сей день», - говорится в письме.

По мнению подписавшихся, вокруг нового руководителя не сложилась команда, «способная продуктивно работать». Кроме того, авторы коллективного обращения пишут, что директор, вынуждая сотрудников увольняться – используя «хамское обращение, запугивание, шантаж», принимает на административные должности людей, чей уровень компетентности «равен практически нулю».

Открытое письмо подписали 172 сотрудника филармонии. Фото: АиФ / Елена Иванова

Обвиняют сотрудники Людмилину в раздувании штата: «в директорской приемной работают четыре секретаря, увеличилось и количество заместителей… На обустройство только одного кабинета директора ушло несколько миллионов рублей!»

В письме люди пишут о странной политике сегодняшнего руководителя, которая ухудшила условия работы сразу нескольких творческих коллективов. «Людмилина объявила о переезде части служб филармонии из Дома Ленина в ГКЗ имени А. Каца… в результате чего пострадали коллективы АСО, РАО, Биг Бэнд, Квартет Филармоника, Камерный хор. Например, «Биг бэнд» лишился пяти из шести комнат, получив взамен технические площади без окон, гораздо меньшего размера, с неработающей вентиляцией, не пригодные для занятий на духовых инструментах. Остаётся только с грустью вспоминать последовательные намерения предыдущего руководства создать для ведущих коллективов филармонии комфортные условия для их творчества».

   
   

Резюмируя свое обращение к властям, работники филармонии  выражают недоверие Людмилиной и призывают местные власти не допустить уничтожения уникального коллектива.

Руководитель Новосибирской филармонии Татьяна Людмилина в свою очередь прокомментировала ситуацию в открытом письме. Вот некоторые цитаты из него:«Прежде всего, хочу сказать, что я с уважением отношусь к мнению художественных руководителей коллективов и отделов, несколько десятилетий отдавших Новосибирской филармонии, и не желаю комментировать вещи, не соответствующие действительности». По её словам, часть сотрудников подписывала чистые листы (а не конкретный текст открытого письма-  ред), а те, кто инициировал эту акцию, остались в стороне. На мой взгляд, это выглядит не совсем порядочно, а точнее – просто аморально».

Она рассказала, что об этом письме она  узнала накануне открытия Транссибирского арт-фестиваля – 31 марта: «Как бы трудно мне ни было, ведь организация такого масштабного события требует огромных временных, физических, моральных затрат, я не сделала ничего, чтобы эту ситуацию предотвратить».

В ГКЗ имени А. Каца, согласно тексту открытого письма, переехала часть служб филармонии. Фото: АиФ / Елена Иванова

По словам руководителя филармонии, при её назначении ставились конкретные задачи, которые она пытается сейчас решить, борясь «с большим сопротивлением коллектива». Она поясняет:

«В январе 2014 года, когда я вступила в должность директора, в репертуаре текущего месяца значились 24 концерта, а первый репертуар, к которому я имела непосредственное отношение, уже включал 65 концертов. Естественно, это не нравится людям, привыкшим работать, мягко говоря, не в особо активном режиме». 

Руководитель Новосибирской филармонии в конце своего открытого обращения призывает «каждого сделать все необходимые выводы по сложившейся ситуации».

Нет правых и виноватых

За комментариями АиФ-Новосибирск обратился к министру культуры Новосибирской области. Он признал:   

Василий Кузин: - Ситуация экстраординарная. Прежде, чем вынести определённое решение, она требует внимательного рассмотрения. В таких конфликтах есть основания для противостояния и с той, и с другой стороны. Будем стремиться к тому, чтобы негативные последствия этого противостояния были минимизированы. Главная задача – чтобы деятельность одного из крупнейших наших учреждений культуры была творческой, продуктивной и успешной.

Варвара Канавева, АиФ-Новосибирск: - Вы не предполагаете увольнения людей, которые «поднимают волну», выдвигают ультимативные требования?

Василий Кузин: -Моя позиция: здесь нет абсолютно правых и виноватых. Возмущение высказывают заслуженные люди, руководители многих коллективов филармонии, обвинить которых в бездействии, а тем более в саботаже я не могу. Нужно отказаться от риторических формул и громких заявлений, и перейти к обсуждению вопросов, по которым существует недопонимание. На основе решения проблем искать разумный компромисс. Пока кадровый вопрос не будет решаться. Никаких скоропалительных шагов.

-Для вас открытое письмо стало громом среди ясного неба или вы знали, что не все благополучно в филармонии?

-Было бы лукавством говорить, что в министерстве ничего не знали о том, что ситуация в этом учреждении культуры сложная. К сожалению, авторы письма не приходили со своими вопросами на приём в министерство культуры, они решили обратиться сразу в более высокие инстанции. Возможно, если бы работники филармонии обратились к нам, мы бы вместе постарались найти выход из ситуации мирным путём. Сейчас проведём встречи с теми, кто готов к диалогу.

- Как относитесь к тому, что на сцене зала Каца выступают поп-звезды?

- Репертуарная политика филармонии – это вопрос к её руководителю. Для меня главным критерием является не столько жанр, сколько качество исполнения. В этом смысле плохо исполненная симфония ничуть не лучше, чем плохая эстрада.

Таким образом, накалившаяся ситуация в филармонии сейчас достигла своего апогея. Ясно одно: если региональное министерство культуры не займёт правильную позицию и пустит всё на самотёк, Новосибирск может лишиться талантливых творческих коллективов. Ведь понятно, что таланты всегда найдут себе место под солнцем в регионах, где оно более ласково светит. 

Смотрите также: