Скульптор Арам Григорян: «Кроме Деда Хасана я лепил всю историю Сибири»

Фото: Александры Трофименко

Скандальный новосибирский скульптор Арам Григорян, известный своими неординарными работами и резкими высказываниями, рассказал АиФ Новосибирск о том, как идет работа над его новой скульптурой – памятником  недавно  расстрелянного московского криминального авторитета Деда Хасана.

   
   

nsk.aif.ru: Арам Владимирович, расскажите, почему Вы согласились выполнить памятник Деду Хасану?

А.Г.: Честно говоря, я вообще не понимаю, за что меня осуждают. Вообще-то, я леплю кого хочу. Мне никто не имеет право дать команду что-то делать или не делать. Эта скульптура – просто очередной заказ. И вообще, почему, допустим, Аль Пачино не осуждают за то, что он играл роль крестного отца? Половина российских народных артистов которые играли Ленина или других пламенных революционеров, они сейчас играют бандитов. А я специалист по скульптуре, просто делаю памятник человеку, но меня почему-то осуждают. Не понимаю, почему даже знаменитые новосибирские художники меня порицают «Как это так, академик лепит бандита?» Да я леплю человека умершего, у которого все-таки есть родные. Ведь они хотят видеть на могиле своего отца памятник. Это мой профессиональный долг.

nsk.aif.ru: А как Вы думаете, почему именно к Вам обратились за памятником?

А. Г.: Этот человек и вся его семья были езидами. Это такой народ, который исповедует язычество. А я с езидами учился в школе, знаю их историю. И, конечно, родственникам  было бы приятно, чтобы человек, который знает их историю, сделал скульптуру. Ему ведь легче в этом разобраться.

nsk.aif.ru: В эскизе памятника есть несколько символических элементов: солнце, ангел, картина. Что они обозначают?

   
   

А. Г.: Это композиционные решения, связанные с культурой семьи. Солнце – это главный езидский символ. Они поклоняются солнцу. Ангел внизу скульптуры – это, как мы говорим, ангел хранитель, который не смог уберечь в последний раз человека от смерти. А сзади висит изображение езидского храма. Он у них единственный. Это у нас храмы на каждом шагу. А у них один, не потому что негде строить, а потому что они считают, что он должен быть один. И они все туда идут, там молятся. А вот лепка человеческой фигуры, в отличие от композиции, никакой проблемы не вызовет. А что, мы по телосложению похожи. Могу хоть на себя смотреть в зеркало и лепить.

nsk.aif.ru: А каких известных людей вы еще лепили?

А. Г.: Легче спросить, кого не лепил. Ведь кроме Деда Хасана я лепил еще почти всю историю Сибири: Демакова (его огромный бюст стоит Академгородке), Карелина, академика Коптюга, первого картографа Сибири Ремизова, первого олимпийского чемпиона Мамонова, академика Марчука. Да, много кого приходилось лепить. Кстати, бюст основоположника космонавтики в СССР Кондратюка, который сейчас стоит в областной библиотеке города – тоже моя работа.

nsk.aif.ru: Для чего Вам нужны были ролики «Бандитский Новосибирск» (прим автора. видеоролики, в которых Григорян высказывал свое мнение о выскопосавленных чиновниках Солодкиных)? Последствия оказались для Вас ожидаемыми?

А. Г.: Общественность отреагировала бурно. Сразу после появления роликов на меня напали, когда я выходил из своей мастерской. Сзади подошло два здоровенных мужика и дали кастетом по голове. Да мне до сих пор приходят письма с угрозами. Но есть и те, кто со мной согласен. Само собой, многим это было не по душе. Например, был у меня там сюжет про дело Солодкина, по которому до сих пор идет суд. Вот меня же приглашали на заседания еще три года назад. Я говорил, но меня никто не слушал. Но почему-то то, что я сказал еще тогда, следствие выясняет только сейчас.

nsk.aif.ru: Вы можете сравнить себя с каким-нибудь известным скульптором?

А. Г.: Нет, я не могу себя сравнивать с другими. Все-таки каждый скульптор индивидуален. Но мне очень нравятся работы Бурделя и Родена. И даже если сейчас детально посмотреть на мои скульптуры, есть в них что-то роденовское и бурделевское.

nsk.aif.ru: Вы всегда мечтали стать скульптором?

А. Г.: Нет, я в молодости почему-то очень хотел быть судьей. И думал, что буду бедных людей всегда оправдывать. В детстве смотрел много индийских фильмов, и мне нравился герой-судья, который всегда справедливо принимал решения. А когда немного повзрослел, начал рисовать, получалось. И я пошел другой дорогой.

nsk.aif.ru: Не жалеете?

А. Г.: Нет, не жалею. Конечно, на меня посмотришь – ни грамма не похож на художника. Но я и не хочу быть похожим. Это, конечно, сложная профессия, но ведь когда ты талантливый человек, у тебя всегда много врагов. Закон такой. И я, например, себя считаю талантливым. У меня врагов куча. А еще я однажды был на Шри-Ланке, лепил их президента. Там все буддисты, и они считают что скульптор – это человек, одаренный богом. Некоторые даже решили, что я посланник Будды и пытались меня потрогать. Я тоже считаю, что если у тебя есть какой-то дар, которого нет у остальных, то его ни в коем случае нельзя губить.

Смотрите также: