Россия – страна транспортных хабов, или как победить кризис?

Изменят ли качество дорог новые сборы с дальнобойщиков, пока неизвестно. © / Елена Иванова / АиФ

Корреспондент «АиФ на Оби» выяснял, какие новые виды предпринимательства могут возникнуть в ближайшее время, и какой потенциал есть у России, чтобы уйти от сырьевой экономики.

   
   

Долго запрягаем?

Корреспондент «АиФ на Оби»: Если 5 лет назад кризис протекал очень быстро и бурно, то сейчас он приобретает всё более затяжной характер. Многие люди мечутся и не знают, что делать: то ли гречку закупать, то ли телевизоры. В январе этого года после резкого подорожания доллара люди кинулись в магазины приобретать бытовую технику. Причём многие – в кредит. Но стоит ли это делать, когда денег нет?

Дмитрий Казначеев: – Это совершенно нормально, когда в ситуации нестабильности на рынке люди хотят вложиться во что-то реальное, осязаемое, что можно потрогать руками и от чего можно получить удовольствие. Неважно, идёт речь о недвижимости, автомобилях или электронике. Россиянам вообще свойственно, как в политике, так и в экономике, поддаваться эмоциям и переживаниям. С одной стороны, это позволяет отвлечься от разных неприятных вещей – повышения цен, увольнений, сокращения зарплат, с другой – ощутить стабильность. Человек как бы говорит себе: «Вот эта вещь у меня уже есть, её я не потеряю».

Экономист рассказал о перспективах России. Фото: личный архив

– Но эксперты говорят об инертности россиян, которые в кризис предпочитают скупать что-то, набивать мошну вместо того, чтобы искать какие-то пути выхода из сложившейся ситуации.

– Как показывает практика предыдущих кризисов, начиная с 1992 года и заканчивая 2008–2009 годами, россияне долго запрягают, но быстро едут. Так или иначе, когда первая реакция на кризис проходит, люди начинают чесать затылок и думать, что делать дальше. В 92-м году это была массовая торговля, челноки поехали за границу. Это стало для людей способом выжить и наладить хозяйственные связи в новой реальности. В 1998 году и в начале нулевых реакцией было активное развитие малого бизнеса в сфере общепита, открытие мелких торговых точек, развлекательных заведений. В 2008 году это было связано с освоением каких-то новых профессий. Сейчас, когда пройдёт первый шок, всё равно в стране назреет критическая масса людей, которые так или иначе будут пытаться что-то делать. Возможно, возникнут какие-то новые виды предпринимательства в Интернете, поскольку люди сейчас очень активно осваивают именно эту сферу. Либо какие-то простые услуги в реале, но связанные с Интернет-сервисами: бытовые, транспортные, постреднические.

– В стране сейчас очень высокий уровень инфляции. Как это скажется на развитии малого бизнеса? Должно быть, страшно инвестировать во что-то при таких скачках курса валют.

   
   

– Развитие тормозится не столько инфляцией, сколько нежеланием государственных структур поддерживать малый и средний бизнес. Большинство чиновников в нашей стране заинтересовано в том, чтобы Россия работала прежде всего в нефтегазовой и в сырьевой отраслях. Это позволяет получать стабильную валютную выручку, которая обеспечивает устойчивость бюджета и существование государственной системы. Такая историческая особенность берёт начало ещё с советских времён, когда в конце 60-х были освоены сибирские месторождения нефти.

Челночная торговля ушла в прошлое. Фото: Елена Иванова/ Елена Иванова

Китайский – путь не наш

– Сегодняшний кризис, как и предыдущие, связывают с падением мировых цен на нефть. Может быть, пора уже что-то менять?

– Если рассуждать философски, действительно, любой кризис – это знак того, что ты до этого что-то делал неправильно. И если в нашей стране наступает уже не первый серьёзный спад экономики, связанный с зависимостью от импортных товаров, от цен на нефть, от курса иностранной валюты, – это серьёзный повод задуматься.

Дело в том, что Россия всё никак не может определиться, кто она на мировом рынке. Китайцы, к примеру, чётко для себя поняли, что сейчас КНР – это большая фабрика по производству одежды и дешёвой электроники. Особенности формирования нашего государства не позволяют нам развиваться по китайскому пути (хотя есть сторонники этого направления). У нас в стране совершенно другая ситуация с географией, климатом и распределением населения по территории. В первую очередь, это огромные пустующие территории, которые скорее препятствуют экономическому развитию, чем способствуют ему. Так почему бы не попытаться задействовать этот потенциал, построить нормальные железные дороги, автомагистрали, транспортные хабы, чтобы международные перевозчики, авиакомпании платили бы РФ за право транзита? Как мы платили Украине за то, что через их территорию шёл наш газ.

– Разве самолёты над нашей страной уже не летают? Ведь для этого не нужно строить дорог.

– Летают, но в очень небольших количествах. Чтобы увеличить масштабы перевозок, необходимы перевалочные аэропорты – хабы, где можно было бы дозаправиться, передать грузы на местные линии для дальнейшего следования. Почему сейчас нашу страну обходят стороной? Не потому, что не любят Россию, а потому что нет инфраструктуры. Наша вечная беда – плохие дороги – это тот самый недостаток, который можно обернуть в очень сильное преимущество. Если создать на пути следования от Калининграда до Владивостока хотя бы 2–3 узловых аэропорта, таких же крупных, как в Москве это было бы решением очень многих проблем и для пассажиров, и для грузоперевозчиков.

– Сейчас очень много шума вокруг системы ПЛАТОН. Власти обещают, что на эти деньги, которые собирают с дальнобойщиков, очень скоро сделают хорошие дороги.

– Лично я сомневаюсь. Коррупцию в нашем государстве никто пока не отменял, а дорожное строительство, как и вообще строительство, ей подвержено в наибольшей степени. Поэтому введение дополнительного налога на использование автомобильных магистралей – это не решение проблемы. Решением могли бы стать авиаперевозки основной массы грузов с подключением железнодорожного транспорта на средних дистанциях. А на совсем коротких расстояниях можно использовать и автомобили. У нас же пока всё наоборот. Недавно под Новосибирском замерзал дальнобойщик из Питера. Он приехал на фуре за 4 тысячи километров. Это ненормально.

– Но авиаперевозки – удовольствие не из дешёвых!

– Эта дороговизна во многом искусственная. Как мы знаем, власти у нас склонны поддерживать деньгами из бюджета определённые компании, в то время как другим никакой помощи не оказывают. Поэтому требуется сначала разомкнуть эту зависимость между ведущими авиаперевозчиками и государством. Когда на этом рынке будет свободная конкуренция, то и тарифы станут существенно ниже.

Другой составляющей стоимости авиаперевозок являются цены на керосин. Авиационный керосин – это продукт нефтепереработки, который, с одной стороны, добывается у нас в стране, вроде бы должно быть дёшево. Однако на рынке нефти и нефтепродуктов работают несколько компаний, которые в погоне за сверхприбылями завышают цены на свою продукцию. И получается, что возить грузы самолётами дорого, а в той же Европе или США авиатранспорт является одним из самых дешёвых.

Смотрите также: