Друг или игрушка? Кинолог о том как надо выбирать собаку

Собаки не раз помогали волонтерам в поисках пропавшего. © / Предоставлено Луизой Мамаевой / Из личного архива

Корреспондент «АиФ-Новосибирск» встретился с Луизой Мамаевой, руководителем кинологического направления поискового отряда «Лиза Алерт» и поговорил о том, как собаки помогают в поисках пропавших людей, какую роль сегодня отводит человек питомцам и почему отношения человека с четвероногим другом не всегда похожи на дружбу.

   
   

Идут по следу

Оксана Смирнова,  «АиФ-Новосибирск»​: Луиза, еще Джек Лондон говорил: «Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки». Вы согласны с ним?

Луиза Мамаева: Я бы не стала столь категорично высказываться (смеётся). Но собаки действительно достойны того, чтобы мы их любили, ведь они самые верные друзья, которые нередко готовы пожертвовать даже своей жизнью.

Аборигенная среднеазиатская овчарка отличается выносливостью. Фото: Из личного архива Луизы Мамаевой

В детстве, как и многие подростки, я мечтала о собаке. Моё детское увлечение переросло в нечто большее. Первая собака появилась у меня в 13 лет, с ней мы брали призовые места на соревнованиях по дрессировке.

Затем я получила ветеринарное и дополнительное кинологическое образование, занималась дрессировкой собак и выставочным собаководством, но в дальнейшем от выставок отказалась. Занялась более глубоко рабочим собаководством и изучением аборигенных среднеазиатских овчарок – полудиких, обитающих в неизменном виде в том регионе, где сформировалась порода, и выполняющих те же функции, что и в древние времена.

– Ваши питомцы участвуют в поисках пропавших людей. Какие породы лучше всего подходят для этого?

– Я протестировала на пригодность к следовой работе много пород. На след ставила даже бультерьера и стаффа – нетипичных для этой задачи собак. В итоге пришла к выводу, что стабильно хорошее чутьё и желание идти по следу у аборигенных собак, собак, неиспорченных шоу-разведением, и охотничьих пород. Но последним мешает охотничий инстинкт – забывают обо всём, когда видят дичь. Многие отлично шли по следу в начале занятия, но быстро уставали. Причём более слабые результаты показывали, как правило, питомцы «заводского» разведения – породистые собаки, взятые у заводчика.

   
   

А вот у аборигенных среднеазиатских овчарок, привезённых из Таджикистана, успехи были заметны с первых тренировок. В Таджикистане псов этой породы называют просто «собака чабана». Это аборигенная среднеазиатская овчарка, которая участвует в перегоне овец, охраняет отару от волков и медведей. Выносливость у этих собак несравнимо выше. Секрет прост: там не люди отбирают животных, а природа. Сегодня у меня две такие собаки.

– А как же немецкие овчарки? Многие называют их интеллектуалами среди пород. Или это миф?

– У этой породы, к сожалению, в последнее время идёт чёткое разделение на рабочую линию и шоу. Рабочих овчарок осталось немного, а питомцы из шоу-линии больше подходят для выставок, чем для кинологической службы. Обучить их можно, но времени и усилий требуется гораздо больше.

– Часто ваши питомцы находили пропавшего человека?

– Даже если они не находили потерявшегося, то верно указывали направление поисков, выводя волонтёров на след или вещь, принадлежавшую этому человеку. Причём иногда могли ошибаться люди, но не собаки. Был такой случай. В маленькой деревушке под Новосибирском пропал мужчина. Вокруг – леса, речка и пара глубоких оврагов.

Рано утром вместе с волонтёрами и собакой Чинор мы отправились на поиски. Сначала километр за километром «прочёсывали» территорию вблизи речки. Она то в одно место нас за собой потянет, то в другое, затем бросает: не то. Потом мы решили зайти в лес. Пустила я Чину в свободный поиск, и через какое-то время она носом поверху повела и подвела нас прямиком к дереву. И стоит хвостом виляет, дескать, нашла! Я подошла, смотрю – там кофта. Отправили тут же фотографию найденной вещи родственникам пропавшего. Они говорят: нет, не его. Я расстроилась, пожурила Чину, вот ведь, думаю, собаки тоже как лукавить умеют! А потом всё-таки решили взять кофту с собой и показать её родственникам ещё раз. И  те её все-таки опознали, это помогло нам выйти на след человека.

Собака нашла кофту пропавшего мужчины. Фото: Из личного архива Луизы Мамаевой

– Как поощряете пса за хорошую работу?

– Для собак найденная вещь или человек – лучшая награда. Желание искать заложено в них природой, его надо только развить. Собака отлично понимает, справилась с задачей или нет.

Жертвы селекции

– Вы говорили, что занимались выставочным собаководством, а потом перестали. Почему?

– Разочаровалась. Эта система направлена на получение эффектных внешне собак. При этом могут упускать контроль за здоровьем животного, за его рабочими качествами.  Заводчику ведь главное продать питомцев. В результате получаются английские бульдоги, которые не могут полноценно жить, потому что им тяжело дышать; породистые питомцы с проблемами пищеварения и больными суставами; собаки, которые не могут сами рожать. О том,  чтобы нести какую-то службу, речи вообще нет.

Сегодня сложно найти рабочих немецких овчарок. Практически все служебные породы утратили свои полезные качества. Некоторые остались только в шоу-виде – например, колли, сенбернар, бобтейл, ньюфаундленд, бордосский дог. Соответственно, это приводит и к внешним изменениям, и к переменам в характере животного. К сожалению, не в лучшую сторону. Много собак  со слабой нервной системой, с неврозами. Их сложнее дрессировать, они много отвлекаются или, наоборот, вялые и инертные; многие отличаются чрезмерным дружелюбием и кидаются «обнимать» любого прохожего или, напротив, облаивать его. Вместо отмеренных природой 15 лет породистые собаки стали жить в среднем 7–10, а порой и всего 3–4 года.

– Получается, животных «испортили». Возможно, им в городе не место?

– Судя по тому, сколько в городах живёт собак, они так же, как раньше, необходимы человеку. Правда, сейчас хозяин хочет видеть рядом с собой собаку-компаньона, собаку-друга. Но ведь мы не дружим с человеком только потому, что у него волосы красивые или глаза голубые.

Между тем при выборе щенка будущие хозяева зачастую не утруждают себя тем, чтобы почитать характеристики породы. Не думают, как  будет воплощать заложенные природой качества. В итоге разочарование. Потом горе-хозяева жалуются на неадекватное поведение питомца и ищут «добрые руки», в которые его можно отдать.

Очередная несчастная порода – хаски. Многие мечтают завести себе красивого весёлого пса с голубыми глазами. Но это ведь северная ездовая собака! Она спит в суровые морозы прямо в снегу! Ей очень тяжело жить в маленькой городской квартире. Ей нужно бегать в нартах или просто на натянутом поводке на полной скорости как минимум несколько часов в день. Кто-нибудь обеспечивает хаски такой режим? А потом жалуются на странное поведение своего питомца: грызёт диван и ботинки, устраивает погром в квартире. А это неудивительно, ведь собаке  некуда девать энергию, нет возможности реализовать заложенный потенциал. Собака – живое существо, причём каждая со своим характером, своими природными особенностями. Если не давать ей возможности заниматься своим «делом», у неё начинается банальный невроз от безделья. Собаке  нужно воспитание и внимание человека, только тогда она станет настоящим другом, а не головной болью для хозяина.

Досье
Луиза МАМАЕВА. Родилась 2 февраля 1979 года в Новосибирске. Образование высшее, окончила ветеринарный факультет НГАУ. Дополнительное образование – курсы инструкторов-дрессировщиков. Руководитель кинологического направления в поисково-спасательном отряде «Лиза Алерт». Вместе со своими питомцами участвует в поисках пропавших людей.

Смотрите также: