Новосибирские дети становятся более агрессивными. В последнее время количество обращений родителей по этому поводу к психологам выросло на треть.
Заведующая экспериментальной лабораторией городского центра образования и здоровья «Магистр», автор уникального цикла лекций «Поговори со мною, мама» Татьяна ЯКОВЕНКО считает, что детская агрессия — это следствие излишней технократии, дефицита эмоционального человеческого общения и неумения читать.
— Татьяна Дмитриевна, с какими проблемами чаще всего обращаются родители?
— Жалуются на неконтролируемую агрессию детей дошкольного и младшего школьного возраста — с ними невозможно договориться. Ребенок упрямо настаивает на своем, устраивая истерики по любому поводу. Часто дети, поступив в 1 класс, умеют читать, решать примеры, играть в сложные игры на компьютере, но совершенно не могут общаться в коллективе. Поэтому между ними нередки ссоры, конфликты и драки. Дома родители тоже не могут найти контакт с сыном или дочкой.
Компьютер — не награда
— Правда ли, что агрессия развивается у детей, которые увлекаются компьютерными «стрелялками»?
— Не стоит все сваливать только на технический прогресс. В основе этой проблемы — дефицит любви и общения, который ничем нельзя восполнить. Доказано, что агрессия 5–6-летних малышей тесно связана с недостатком эмоционального контакта между матерью и ребенком в период его младенчества. Жестокий эксперимент над новорожденными провел император Священной Римской империи Фридрих II. Младенцев забрали у матерей и передали нянькам, которым было приказано осуществлять необходимый уход за ними, но не брать на руки и не разговаривать. Фридриху хотелось узнать, на каком языке заговорят дети, которые никогда не слышали звуков человеческой речи. Но все младенцы умерли. Историки XIII века сделали вывод: ребенок не может жить без ласки.
Между тем на приеме нередко выясняется, что родители, чтобы чем-то занять детей, просто включают им мультики или компьютерные игры. Дефицит эмоционального общения нередко приводит к базовому недоверию к миру: появляется желание защищаться или отказаться от реального общения. Многие родители сообщают о том, что ребенок предпочитает компьютер игре со сверстниками.
— Но ведь глупо в наш век не знакомить ребенка с компьютером. С какого возраста это можно делать?
— У меня есть знакомая 6-летняя девочка, которую обожают дети в садике и подружки во дворе. Она пока даже не знает, как включать компьютер, хотя ее папа — программист. Зато девочка умеет общаться. Дети ее любят за то, что она постоянно придумывает интересные игры, с ней весело. Родители хотят ее научить пользоваться ПК перед школой. Но только не играм. Существуют развивающие программы, которые обучают азам арифметики, знакомят с понятием формы, названиями геометрических фигур, развивают память, логическое мышление: компьютерные варианты методик «исключи лишнее» и «добавь недостающее».
Но не стоит награждать ребенка игрой на компьютере. Занимайтесь с ним совместным творчеством, играйте в настольные и подвижные игры. И тогда компьютер займет должное место в жизни ребенка, не заменяя реальности.
Надо читать
— Расскажите о своей методике — цикле лекций по речевому развитию дошкольников. Чем вызвана их необходимость?
— Если в 70-е годы (времена детства старшего поколения) детям читали постоянно в 80% семей, то сегодня речь идет лишь о 7–10%. Это катастрофически мало.
Научными исследованиями доказано, что в последние десятилетия неуклонно растет число детей, имеющих серьезные нарушение речи, которым требуется помощь логопедов. Современные дети к 7 годам слабо владеют речью как средством общения, не умеют выражать свои переживания. Они не могут самостоятельно составить описание предметов, рассказать о событиях. У многих низкий уровень связной речи, что затрудняет контакты с другими людьми, освоение программы детсада и школы, а потом ограничивает возможности самореализации. В целом затрудняется процесс приобщения к человеческой культуре. Одна из причин — социально-психологическая, которая вызвана дефицитом и неадекватностью общения с ребенком.
Между тем огромный вклад в развитие детей может внести художественная литература. Приобщать к ней необходимо с самого раннего возраста. Как ни странно, для многих родителей, с которыми мне приходилось встречаться, это оказалось открытием. Пришлось разработать пошаговую методику соответственно возрасту детей. Читать сказки и обсуждать их можно даже с полуторагодовалым малышом. Ребенок не умеет говорить, но он может «прожить» сказку: показать, как прыгает зайчик, как ходит лисичка. Это так называемая этюдная деятельность. Дети постарше уже могут пересказать события своими словами и показать. Чтобы театрализировать сказку, родители должны поделить с малышом роли. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить продолжить сюжет сказки или объединить героев разных сказок. Как правило, детворе такие игры очень нравятся. А родители, играя, не только общаются с ребенком, но и исподволь развивают его способность к сложной связной речи, стимулируют любовь к чтению.
Смотрите также:
- Жестокое детство. Почему несовершеннолетние преступают закон? →
- Недетские «шалости». Как уберечь подростков от ошибок? →
- Скоро в школу. Как подготовить ребенка учебе? →